Презентация к уроку подготовлена учителем русского языка и литературы Леонтьевой В.А.
Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Анализ первой главы. День Онегина. Цели и задача урока : познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; выявляя первичное читательское восприятие, указать на новаторский характер реалистического романа; выявить главные сюжетно-композиционные особенности романа ; проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему; учить анализу лиро-эпического произведения. формировать навыки синтеза и анализа литературно- художественного материала. Учить школьников чувствовать и любить поэтическое слово; возбудить интерес учеников к роману.
История создания Время создания романа – май 1823 – октябрь 1831 года. Завершив работу над «Евгением Онегиным», поэт набросал общий план издания, отметив основные даты и «географию» работы Часть первая Предисловие I песнь - Хандра – Кишинёв, Одесса II – Поэт - Одесса 1824 III – Барышня - Одесса, Михайловское 1824 Часть вторая IV песнь - Деревня - Михайловское 1825 V – Про именины - Михайловское 1825,26 VI – Поединок – Михайловское 1826 Часть третья VII песнь - Москва - Михайловское, Петербург, Малинники,1827,28 VIII – Странствие - Москва, Павловск 1829 Болдино IX – Большой свет – Болдино Примечания 1823 год Кишинёв – 1830 год 25 сентября Болдино 26 сентября 7 лет 4 месяца 17 дней
Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов: эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, лирического, где главный герой – персонаж, именуемый Автором, т.е. лирический герой романа. Онегин, Татьяна и Автор – центральные в образной системе произведения
Композиция Глава 1 – развернутая экспозиция. Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским). Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной). Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии). Глава 8 – развязка I сюжетной линии. Открытость романа – важная композиционная особенность. Необычность развязки в отсутствии определенности: – Два пути Ленского: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел…» – Развязка I линии : «И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, На долго… на всегда»
Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. – Два письма, композиция которых параллельна, – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. – Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах). – Ось симметрии – сон Татьяны (глава 5). Антитеза частей романа связана преимущественно с раскрытием того или иного образа: Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.
Система образов романа «Евгений Онегин». Драматические судьбы героев отражают судьбы лучших людей пушкинского времени В центре системы художественных образов Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «Лишний человек» Идеал «русской души» «Романтическое сознание»
1 глава. Д ень Онегина «И жить торопится и чувствовать спешит...» кн. Вяземский. 1. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? 2. Из чего складывается этот день? 3. Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
Вопросы сравнения ОнегинАвтор 1. Отношение к мнению света 2. Отношение к женщинам и любви 3. Отношение к искусству, к театру 4. Отношение к труду, творчеству 5. Отношение к природе
Мужская мода во Франции. Лист из журнала «Московский телеграф» Неизвестный художник г. Гравюра раскрашенная. 19,9 х 11,6. Всероссийский музей Пушкина Формирование представления об эпохе становления характера Евгения Онегина (N )
Петербург. Панорама Невского проспекта В. С. Садовников е гг. Бумага на холсте, акварель, гуашь, масло. 20 х 148. Из собрания Н. П. Смирнова-Сокольского. Всероссийский музей Пушкина Фрагмент панорамы Невского проспекта (N ) Формирование представления об эпохе становления характера Евгения Онегина
Проследим за «маршрутом» Онегина бульвар ресторан дом бал театр
«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) Брегет – часы Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка. Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. - Что ели дворяне в ресторане в те годы? «Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик… Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху
В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22) Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его С. Юрский читает отрывок из 1 главы романа «Евгений Онегин»
На балу (строфы 27-28, 33-34) 1. Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? 2. Что автор описывает? 3. Почему автор не говорит об Онегине? 4. Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? Юрский читает отрывок из 1 главы романа «Евгений Онегин»
Ответим на вопросы урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? Ответ дан в тексте: «Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.» Из чего складывается этот день? Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь. Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями
Проверим работу на уроке Вопросы сравнения ОнегинАвтор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений» «Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, театру «Отворотился и зевнул…» «Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен» Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»