Герои и антигерои Смутного времени (по страницам истории Видновского края) К 400-летию преодоления Смуты
О главных героях Смутного времени – Борисе Годунове, Лжедмитрии I, Василии Шуйском, князе Дмитрии Пожарском и гражданине Кузьме Минине написано много книг и статей. Вместе с тем многие действующие лица этих событий еще не получили достойного освещения. Имена, некоторых из них, связаны с историей нашего кра я. Василий Шуйский Борис Годунов Лжедмитрий I
Григорий Леонтьевич Валуев- дворянин и воевода. Его род самым тесным образом связан с Видновским краем. Уже в первой половине XIV века Валуевым принадлежали деревни Акатово, Мешково, а также Валуево, которое в старинных документах называется селом Покровским. Род Валуевых восходит к некому «вельможе именем Вал», пришедшему из Литвы. Два представителя рода Валовых пали во время Куликовской битвы. Как видим, это был род, многие поколения которого верно служили и погибали, защищая русскую землю
Как «умертвитель самозванца Отрепьева» вошел в историю Григорий Валуев, умелый и отважный воевода, многократно отмеченный летописцами. «Убиша Гришку, - писал один из них, - в палате за дворцом два избранных воина, Иван Войеков и Григорий Валуев». На иллюстрации Григорий Валуев изображен у распростертого Лжедмитрия I – в шлеме, кольчуге и пищалью в руках.
Вот как описывает последние мгновения расправы с самозванцем русский историк Н.И. Костомаров: «Винится ли злодей? – кричала толпа. – Винится! – отвечали из дома. –Бей, руби его – раздавалось в толпе. – Что долго толковать с еретиком! – сказал дворянин Григорий Валуев.- Вот я благословлю этого польского свистуна. Он выстрелил в Дмитрия из короткого ружья, которое у него было под армяком. Пуля убила его сразу. Тогда москвичи бросились на труп и били его палками, камнями, топтали ногами, кололи ножами…»
В 1609 году Григорий Валуев участвовал в битве под Макарьевым монастырем. Князь М.В. Скопин-Шуйский, который руководил сражением, навстречу полякам выдвинул лучшие полки, которыми командовали известные в те времена воеводы Семен Головин, Давид Жеребцов, Яков Барятинский и среди них Григорий Валуев. Битва длилась ожесточенно, но русские ратники одолели противника.
Позже Григорий Валуев участвовал в освобождении Троице- Сергиева монастыря, 16 месяцев осаждавшегося поляками. 9 января 1610 года М.В. Скопин-Шуйский послал Григория Валуева с 500 отборными воинами к монастырю, чтобы «издеваться с литовскими людьми и русскими изменниками». На рассвете Валуев и защитники монастыря напали на неприятеля и дали им жестокий бой. Уже 12 января 1610 года воеводы Сапега и Лисовский сняли осаду монастыря. Картина В.И. Верещагина «Защитники Троицы. В океане смуты»
Широкое известие в государстве Московском получило еще одно боевое дело Валуева, когда он после смерти князя М.В. Скопина Шуйского, вместе со шведом Горном и французом Делавалем вытеснил поляков из Иосифо-Волоколамского монастыря и отбил у них Ростовского митрополита Филарета Романова.
Известны и не красящие воеводу поступки. Летом 1610 года польское войско внезапным ударом разбило главные силы московского правительства и окружило отряд князя Елецкого и Григория Валуева в селе Царёво-Займищево. Воеводы посчитали за лучшее сдаться. После чего Валуев присягнул королевичу Владиславу, польскому претенденту на русский престол, и двинулся вместе с поляками на Москву, в своих письмах убеждая москвичей признать своим царем Владислава… Впрочем, позже, когда на царство в Москве был избран Михаил Романов, Валуев показал себя усердным слугой нового государя.
Противоречивой фигурой Смутного времени был крупный землевладелец Видновского края князь Дмитрий Трубецкой (ему принадлежали сёла Беседы, Остров, Мамоново и др.). Свое боярство он получил от Лжедмитрия II. После смерти тушинского вора, когда в стране стало нарастать патриотическое движение, князь во главе казацких отрядов вместе с другими частями 1-го земского ополчения участвовал в освободительном походе на Москву.
После неудачи Трубецкой присягнул Лжедмитрию III (псковскому самозванцу Сидорке). В последующих событиях, связанных с освобождением Москвы от поляков, его роль была также далеко неоднозначной. Когда 22 августа 1612 года началось решающее сражение и поляки прижали отряды Дмитрия Пожарского к Москве-реке, Трубецкой, стоявший на другом берегу, не поспешил им на помощь.