Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Опыт работы педагога-психолога Укрюковой Дины Владимировны МБДОУ 50 комбинированного вида Мурманская область г. Североморск
Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и направлена на их реабилитацию, адаптацию и развитие личности в целом.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – создание оптимальных путей развития детей. Задачи сопровождения: 1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество. 2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии. 3. Способствование формированию оптимистического прогноза для развития детей с особыми проблемами в развитии через организацию системного подхода.
Направления работы: комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития; определение специальных потребностей и условий, обеспечивающих развитие ребенку с ОВЗ, получение образования, адаптацию и интеграцию в общество. коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии; восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой; укрепление психофизического здоровья.
Методика: Коррекционно - оздоровительные картины Кулешова. (Цветовая реабилитация) Автор: Кулешов В.А. Возможности методики: 1. Диагностика (составление психофизиологического портрета личности). 2. Профилактика и коррекция психоэмоциональной сферы. - гармонизация психического здоровья; - снижение агрессивности у детей с ОВЗ; - коррекция гиперактивного поведения; - коррекция тревожности, неуверенности в себе; - методика способствует полноценному отдыху после нагрузок, рабочего дня; - осуществляется коррекция патологических состояний; - происходит выход из негативных патологических состояний (реабилитация после тяжелых заболеваний); - профилактика утомления: - снятие стрессовых состояний, фрустрации, истерических реакций; - коррекция невротических расстройств. 3. Коррекция познавательной сферы.
Дидактические пособия к методике:
Коррекционно-оздоровительные картины Кулешова или «КОК» (папки)
Панно «КОК» формат 50 / 70
Серия «Материнская любовь»
Коррекционные тетради
Цвето-предметные образы «Петушок» «Котик»
Коррекционно-оздоровительная игра «Поймай солнечного зайчика»
Варианты использования картин психологом, педагогами
Индивидуальные листы для раскладывания раздаточного материала во время занятий Для лепки
Психофизиологический портрет АНКЕТА Диагностика: Дети Родители Педагоги
Диагностика Психофизиологический портрет ребенка. «нравятся» (я хочу…) – «Учебно-игровое» панно «не нравятся» (я не хочу…) – «Столовые 1» Пример 1.
Групповое коррекционно-развивающее занятие в группе ЗПР Работа с папками «КОК» Упражнение корректурная проба на цветовом коврике Выполнение кинезиологических упражнений на цветовом коврике. Использование панно для демонстрации
Варианты игр с детьми: Зрительное восприятие панно (музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года»); Вырезывание фигурок из панно, которое «нравится» и накладывание на фон который не нравится; аппликация из кусочков панно; игры в «коррекционные карты» (фильм) и др.
Профилактика утомления.
Работа с родителями: Диагностика психоэмоционального состояния родителя. При просмотре панно выявляется «корень» проблемы; Коррекционная работа: работа с установками личности (изменение позиции по отношению к ребенку, улучшение взаимоотношений с ребенком и др.)
Игротерапия в работе с детьми с ОВЗ Дидактическое пособие « Игровой парашют»
Сенсорный центр «Мозаика»
Вывод: Одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов, методы воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.