Региональный банк актуального педагогического опыта. Информационная карта опыта Успенская С.В., руководитель ИМЦ ГОАУ ЯО ИРО
Цели создания банка АПО «Обучение на протяжении жизни» Необходимые знания по личному запросу Образовательный заказ: ресурсные образовательные пространства моделирование учебных ситуаций конструирование и сопровождение ИОМ
Перспективы наполнения банка АПО Материалы «лучших» (конкурсы) Аттестационные работы, представленные в ЦОиККО Результаты экспериментальной деятельности Продукты реализации программ развития разного уровня
Адреса и «адресность» опыта В банке АПО находятся не только сами ресурсы. За каждым из них стоит реальный автор, который может «на месте» оказать помощь адресату опыта (дать консультацию, показать мастер- класс, включиться в диалог). В каталоге проявляются «живые адреса», оформляется категория ОУ как ресурсных центров по определённым проблемам развития образования
Критерии отбора Новизна. Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку – до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса. Актуальность. Содержание АПО должно быть значимым для всей педагогической системы. АПО должен давать хорошие результаты: высокое качество подготовки, существенные показатели в уровне воспитанности детей. Соответствие современным достижениям науки. Стабильность. Необходимы сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени. Возможность использования опыта другими педагогами. АПО могут сделать своим достоянием другие педагоги, т. к. он не должен быть связан только с личностными особенностями его автора. Оптимальность опыта. Достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и воспитанников, а также не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.
Новизна в комбинировании элементов известных методик и технологий; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования); в заимствовании и применении в новых условиях кем-то созданного опыта.
Перечень документов, обеспечивающих работу БАПО Блок-схема и регламент размещения и актуализации материалов Приложение 1Приложение 1 Заявка о внесении АПО в региональное банк – Приложение 2Приложение 2 Информационная карта актуального педагогического опыта – Приложение 3Приложение 3 Информационная характеристика ресурса – Приложение 4Приложение 4 Письменное согласие автора на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом департамента образования ЯО со ссылкой на авторство – Приложение 5Приложение 5 Перечень возможных материалов для БАПО – Приложение 6Приложение 6 Требования к структуре и содержанию рецензии на научно-методическую продукцию – Приложение 7Приложение 7
Информационная карта опыта Цели создания информкарты: структурирование информации об актуальном педагогическом опыте; целенаправленное сетевое взаимодействие; создание Банков актуального педагогического опыта
Авторы и соавторы ИК Автор АПО Руководитель ОУ Методист Эксперт Таким образом, ИК может создаваться как индивидуально, так и коллективно; разработка ИК – предмет методической работы
Принципы составления ИК Принцип соответствия. Описание целей, методов, средств, условий, результатов и т.д. педагогического опыта должно соответствовать заявленной теме актуального педагогического опыта Принцип доступности. Язык и стиль информационной карты должен быть понятным и доступным для разных категорий работников образования Принцип краткости. Необходимо четко ориентироваться на обозначенный объем текста в разделах Принцип логичности. При описании опыта и его сущностных характеристик должна быть соблюдена логика изложения по всем позициям предлагаемым информационной картой
1.Тема актуального педагогического опыта Сформулировать тему – обеспечить 80% успеха в работе В теме следует отразить идею педагогического опыта, о котором Вы расскажете в данной информационной карте. В теме следует отразить, что и для чего Вы используете. Как не нужно: Опыт исследовательской деятельности Как правильно: Формирование творческих способностей обучающихся в ходе исследовательской деятельности
2. Источник изменений Рождение актуального педагогического опыта происходит на основе: противоречия (н-р, между объёмом программы и недостаточностью времени на её освоение); появления новых средств обучения (информатизация образовательного процесса); новых условий образовательной деятельности (новый статус образовательного учреждения); другое…
3. Идея изменений В чем сущность ППО (что необходимо сделать для достижения результата)? Например: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования; в организации учебного или воспитательного процесса, др.
4. Концепция изменений Как реализовать идею? Как организовать деятельность? (Н-р, создание школьного экскурсионного бюро для изучения культурно- исторического наследия родного края) Способы, их преимущества перед аналогами новизна ожидания ограничения трудоемкость риски
5. Условия реализации изменений Например: высокий уровень профессионализма педагога (знание своего предмета, компетентность, владение образовательными технологиями...); особенные личностно-профессиональные качества педагога (артистизм, склонность к исследовательской деятельности, ТРИЗу и др.); материально-техническая база; другое…
6. Результат изменений Отражается не только рост качества обучения, но и личностные изменения в детях, рост их интереса к предмету, участие в социальных проектах. Например: увеличение на 10% числа победителей олимпиад по математике; повышение познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности…
7. Публикации Указываются те публикации, в которых отражается опыт. Можно указать материалы, представленные в ИНТЕРНЕТ
Описание опыта В описании АПО могут рассматриваться: педагогические идеи принципы организации учебной деятельности средства обучения формы учебной и внеурочной работы и т.д. Логика описания: Что я делаю? Для чего я это делаю? Как я делаю это? Каков результат?
Спасибо за внимание Информационно-методический центр ГОАУ ЯО ИРО (4852)