При изучении истории Древней Греции я заметила, что воспитание в полисах Афины и Спарта разные, хотя страна одна. У меня возник вопрос: почему в двух полисах разные системы воспитания?
Определить различия афинской и спартанской систем воспитания. Выяснить, почему в этих греческих полисах (Афинах и Спарте) по-разному представляли идеального гражданина.
1. Изучить воспитательную систему Афинского полиса. 2. Изучить воспитательную систему Спартанского полиса. 3. Сравнить человека, гражданина полисов Спарта и Афины. 4. Выяснить, почему так воспитывали?
1 ЭТАП: ДО 7 ЛЕТ ДЕТИ ВОСПИТЫВАЛИСЬ В СЕМЬЕ. Им рассказывали сказки, читали стихи под звуки флейты, играли с ними. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
2 ЭТАП: С 7 ДО 12 ЛЕТ МАЛЬЧИКИ ПОСЕЩАЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ. ИХ СОПРОВОЖДАЛ РАБ – ПЕДАГОГ. ПЕРВОЙ БЫЛА ШКОЛА ГРАММАТИСТА. В ней учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счёту. Счёту учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счётную доску, напоминающую счёты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем).
Второй была школа кифариста. В ней мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах.
3 ЭТАП: В ЛЕТ ПОДРОСТКИ ПЕРЕХОДИЛИ В ГИМНАСИЙ, ЗАНИМАЛИСЬ В ПАЛЕСТРЕ. В гимнасии обучение чтению и письму сочеталось с курсом физической подготовки. Ученики овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. С 15 до 18 лет изучали военное дело
4 ЭТАП: В 18 ЛЕТ ЮНОШИ ПЕРЕХОДИЛИ В ЭФЕБИЮ. Здесь в течение двух лет продолжалась военно- физическая подготовка. Юноши усваивали знания из области управления государством, философии, а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия.
Таким образом, цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием - калокагатия - совокупность "добродетелей", куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего - мужчины. Необходимо было сформировать у будущего гражданина ряд навыков, которые ему понадобятся для личного участия в общественных делах.
Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.
Воспитание в семье до 7 лет. Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.
Воспитание в возрасте от 7 до 14 лет. В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в ангелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине.
От 15 до 20 лет. По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, другое - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.
«Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов»
Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет. С возрастом система воспитания становится менее суровой, в этот период молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью.
«Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству»
МЕССЕНИЯ Л А К О Н И К А Спарта В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта. Дорийцы – воинственные племена Ахейскиегреческие племена племена
Системы воспитания и образования двух греческих полисов в значительной мере отличаются друг от друга из-за разницы государственных приоритетов и требований государства к идеалу гражданина. В Спарте – это война, служба государству, защита полиса. В Афинах - это гармонично развитая личность, участвующая в управлении полисом. Я думаю, что в любом государстве система воспитания соответствует интересам государства