ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Презентацию выполнила: Зам.зав. по УВР Павлова В.А. МБДОУ «Детский сад 22»
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и мнемосхем.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Наступила весна Наступила осень Наступила зима В работе с мнемотаблицами вводятся цветовые буквенные обозначения времен года.
1. Наступила весна 2. Весной пригревает яркое солнышко 3. На крышах домов тают сосульки 4. На земле появляются лужи
1. Наступила весна 2. Солнышко пригревает, припекает… 3. На крышах домов тают сосульки 4. На земле появляются лужи 5. Дети пускают в них и в ручейках кораблики 6. Весной распускаются первые цветы – подснежники, 7. а на деревьях набухают почки.
1. Весной пригревает теплое и ласковое солнышко 2. На крышах домов тают сосульки 3. На земле появляются лужи 4. Дети пускают в них и в ручейках кораблики 5. Весной распускаются первые цветы – подснежники 6. На деревьях набухают почки, 7. из которых появятся листочки 8. Из далеких стран начитают прилетать птицы
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.
Стихотворение П. Воронько «Обновка» Я купила кошке К празднику сапожки. Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как же надевать? Хвостик некуда девать !
1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)