Общая характеристика Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Учитель биологии школы 1 Еловикова Н.Н.
Рыбы – самый многочисленный надкласс позвоночных животных. Он включает более 20 тыс. современных видов. Представители КлассНадкласс Рыбы Хрящевые Скаты Акулы Костные Осетр Лосось Сельдь Карась Классификация рыб
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях. Эти три вида рыб гоняются за добычей в океане. Они всю жизнь стремительно мчатся в воде. Тело у них веретеновидное, обтекаемое. Эти рыбы питаются медленно плавая. Тело их укорочено и сплющено с боков. Оно не позволяет плавать быстро. Эти рыбы питаются тоже медленно плавая, но тело у них вытянуто и сплющено с боков. Оно тоже не позволяет плавать быстро. Тело этих рыб приспособлено для жизни на дне, плавают они медленно. Внешнее строение рыб
В теле можно различить голову, туловище и хвост. Внешнее строение рыб
По бокам тела рыбы расположены органы боковой линии – каналы, лежащие в коже под чешуей, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбе чувствовать потоки воды, обтекающей тело, и различать в воде предметы благодаря волнам, которые отходят от этих предметов. Органы чувств рыб Боковая линия
Тема: Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Цель: Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы. Оборудование: Банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло.
1. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки. 2. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие. 3. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде. 4. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз. 5. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие – непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. 6. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы.
1)Рыбы – это … животные. 2)Органами дыхания служат …. 3)Рот вооружён подвижными …. 4)Имеются парные конечности, представленные … и … плавниками. 5)Непарные конечности образованы …. плавниками. 6)Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают ….. 7)Тело рыб имеет разнообразную форму это связано с … Проверь себя.