В XVI в. культурная жизнь России была проникнута религиозным мировоззрением. С XVII в. в культуре начался процесс «обмирщения», т. е. распространения в ней светских элементов.
Важнейшим памятником литературы второй половины XVI в. является переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой царь обосновывает свое божественное право управления государством.
В XVII веке были созданы последние летописные сочинения. Главное место в исторической литературе заняли исторические повести («Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева»). Появился новый жанр сатирическая повесть («Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе» и др.). Новыми жанрами стали мемуары («Житее протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Все это свидетельствовало об элементах обмирщения, (от слов «мирский», «светский»). распространяющегося в культуре.
Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ, в 1687 году в Москве открыто первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. Вышли в свет массовым тиражом учебники («Азбука» Василия Бурцева и др.), книги различного содержания. В 1672 году в Москве была открыта первая книжная лавка. При царском дворе выходила рукописная газета «Куранты».
В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение Славяно-греко- латинская академия. Первые преподаватели были греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
В архитектуре при Иване Грозном в честь взятия Казани был построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор).
В начале XVI в. в Москве были построены стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).
Обмирщение искусства выражалось в декоративном начале, большей живописности архитектурных сооружений.
В XVII в. получили распространение традиции русского, или нарышкинского, барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Московское барокко условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.
В 1672 г. по инициативе боярина А. С. Матвеева был создан театр в Москве. А в 1756 г. возник первый русский профессиональный театр.