Компьютерное информационное моделирование 10 класс 2010 г.
Компьютерное информационное моделирование Объектом информационного моделирования может быть всё что угодно: отдельные предметы (дерево, стол); физические, химические, биологические процессы, метеорологические явления (гроза, смерч); экономические и социальные процессы. Задания для самостоятельного решения Этапы моделирования Материальные и информационные модели Структуры данных Понятие модели Д Р К М Б Используемые материалы
Понятие модели Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений. Задания для самостоятельного решения Этапы моделирования Материальные и информационные модели Структуры данных Понятие модели Используемые материалы
Материальные и информационные модели Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. Примеры материальных моделей: Детские игрушки (куклы – модель ребенка, машинки – модели реальных автомобилей и т.д.). Глобус – модель планеты Земля. Школьные пособия (скелет человека – модель реального скелета, модель атома кислорода и т.д.) Физические и химические опыты. Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Примеры моделей: Чертеж кухонной мебели – модель мебели для кухни. Схема Московского метрополитена – модель метро. График изменения курса евро – модель роста курса евро. По способу реализации информационные модели делятся на компьютерные и некомпьютерные. Задания для самостоятельного решения Этапы моделирования Материальные и информационные модели Структуры данных Понятие модели Используемые материалы
Этапы моделирования 1. Постановка задачи. 2. Разработка модели. 3. Компьютерный эксперимент. 4. Анализ результатов моделирования. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования Анализ объекта Разработка модели Теоретическая информационная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент План моделирования (Тестирование ) Технология моделирования Задания для самостоятельного решения Этапы моделирования Материальные и информационные модели Структуры данных Понятие модели Используемые материалы
Структура данных Данные, используемые в любой информационной модели, всегда структурированы, упорядочены. Виды описания структур данных: Задания для самостоятельного решения Этапы моделирования Материальные и информационные модели Структуры данных Понятие модели графы деревья таблицы Д Р К М Б документы тексты Доходы.doc Расходы.txtрисунки Фото.jpg Используемые материалы
Задания для самостоятельного решения Задания для самостоятельного решения Этапы моделирования Материальные и информационные модели Структуры данных Понятие модели графы деревья таблицы Используемые материалы
Д Р К М Б Графы Пример 1, район состоит из пяти посёлков: Д,Б,Р,К, М. Автомобильные дороги проложены между: Д и Б, Д и К, Б и К, Б и М, Р и К Неориентированный граф Граф отображает элементный состав системы и структуру связи. I III IV II Ориентированный граф Пример, 2 переливание крови от одного человека другому зависит от группы крови Составные части графа : вершины, рёбра задачи Назад к меню
1. Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому? 2. Нарисовать ориентированный граф (блок-схему) проверки учителем тетрадей. В систему команд входят команды : проверить работу; взять тетрадь из пачки; выставить оценку; выяснить, остались ли ещё не проверенные тетради. 3. Нарисуйте два варианта графа системы «Компьютер», содержащего следующие вершины: процессор, оперативная память, внешняя память, клавиатура, монитор, принтер; а) линия связи обозначает отношение «передает информацию»; б) линия связи обозначает отношение «управляет». 4. Нарисуйте блок-схему поиска фальшивой монеты среди 10 монет. Имеем чашечные весы и известно, что фальшивая монета всего одна, и она легче настоящих. Задания Назад к меню
Иерархические структуры (деревья) Элементы дерева: Корень дерева, вершины, ( шк 1, шк 3, нач.кл …) Ветви Листья (1,2,3) Связь- один ко многим Образование Школа 1Школа 3Школа 8Школа 9 Нач. классы старшие классы 123 Структура, в которой одни элементы «подчиняются» другим, называется иерархия (от древнегреческого εραρχία – «священное правление»). В информатике иерархию называют деревом. задача Назад к меню
1. Постройте граф структуры управления вашей школой. Оказался ли он деревом? Если да, то что находится в корне этого дерева? Что является листьями? Задания Назад к меню
Таблицы Элементы таблицы: Строки, столбцы, ячейки ТИПЫ ТАБЛИЦ «объект-свойство» «объект-объект» «объект-свойство» С помощью таблиц устанавливается связь между несколькими элементами. Каждая строка относится к конкретному объекту, а столбцы отражают свойства объекта
«объект-объект» Таблицы Связь между объектами двух типов: учениками и изучаемыми дисциплинами Двоичные матрицы- отражают качественную связь между объектами: есть связь или нет связи
Любую структуру данных, в том числе и представленных в форме графа можно свести к табличной форме. Д Р К М Б ДБКМР Д01100 Б10110 К11001 М01000 Р00100 Матрица симметрична относительно главной диагонали для неориентированного графа
ABCD A45 B436 C3 D56 Задание 1. (Задание А12 демоверсии 2006 г.) В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице. 1)2)3)4) Назад к меню задачи
Двоичные матрицы удобно использовать для решения некоторых логических задач головоломок. Попробуйте таким путем решить следующие задачи. 1. Имена Иванова, Петрова, Семенова и Николаева Иван, Петр, Семен и Николай, причем только у Николаева имя совпадает с фамилией, т. е. его зовут Николай. Семенова зовут не Петром. Определить фамилию и имя каждого человека. 2. В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут четыре супружеские пары, причем в каждом городе только одна пара. Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга, Мария, Светлана, Екатерина. Антон живет в Норильске, Борис и Ольга супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живет в Москве, Светлана ростовчанка. Кто на ком женат и кто где живет? Задания К решению Назад к меню К следующей задаче
Задания 4. В школе учатся четыре талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее: Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец. Петров и музыкант вместе позировали художнику. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет позна комиться с Ивановым. Иванов не знаком с Сидоровым, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается? Назад к меню К решению
ИВАНПЕТРСЕМЁННИКОЛАЙ ИВАНОВ ПЕТРОВ СЕМЁНОВ НИКОЛАЕВ ИВАНПЕТРСЕМЁННИКОЛАЙ ИВАНОВ 0 ПЕТРОВ 0 СЕМЁНОВ 0 НИКОЛАЕВ 0001 Из условия задачи : 1. Николаев Николай 2.Семёнов не Пётр 3. У остальных имя не совпадает с фамилией ИВАНПЕТРСЕМЁННИКОЛАЙ ИВАНОВ 0 ПЕТРОВ 0 СЕМЁНОВ 00 НИКОЛАЕВ 0001 Из таблицы видим: 1. Иванов Пётр, следовательно он не может быть Семёном. 2. Петров Семён 3.Семёнов Иван ИВАНПЕТРСЕМЁННИКОЛАЙ ИВАНОВ 00 ПЕТРОВ 00 СЕМЁНОВ 000 НИКОЛАЕВ 0001 ИВАНПЕТРСЕМЁННИКОЛАЙ ИВАНОВ 0100 ПЕТРОВ 00 СЕМЁНОВ 000 НИКОЛАЕВ 0001 ИВАНПЕТРСЕМЁННИКОЛАЙ ИВАНОВ 0100 ПЕТРОВ 0010 СЕМЁНОВ 1000 НИКОЛАЕВ 0001
ОЛЬГАМАРИЯСВЕТЛАНАЕКАТЕРИНА АНТОН Н БОРИС П ДАВИД Р ГРИГОРИЙ М РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 2 Назад к меню
Решение задачи 4 1. Из первого пункта следует, что ни Иванов, ни Сидоров не могут быть певцами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак «». 2. Петров не художник и не музыкант (из пункта 2). 3. Андреев и Иванов не музыканты (из пункта 3). После этих рассуждений таблица выглядит так: Танцор ХудожникСолист Музыкант Иванов- Петров-- Сидоров- Андреев- Следовательно, Сидоров музыкант, он не может быть ни солистом, ни танцором, ни художником, что и зафиксируем знаками «» и его строчке. 4. Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петров и Сидоров вместе позировали художнику, но Иванов не знает Сидорова, значит художник не Иванов. Отметим этот факт « » в соответствующей клетке. Танцор ХудожникСолист Музыкант Иванов Петров Сидоров--- + Андреев__ + Назад к меню
АВ 1=B21 2=A1+22 3=B2-1 4=A3 Задание 3. (Задание А19 демоверсии 2006 г.) Дан фрагмент электронной таблицы: После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A1:A4. Укажите получившуюся диаграмму
Используемые материалы 1.И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Информатика и ИКТ, базовый уровень для классов. М. БИНОМ 2009 г. 2. Моделирование и формализация. Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э.В, Центр информатизации и оценки качества образования 3. Структура информации, К.Ю. Поляков, А.П. Шестаков, Е.А. Еремин