Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме: Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Часть С"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Блок 1 «Я ничего не умею!» Микротема - это содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью. Формальный показатель микротемы.
Advertisements

Комментарий ТекстуальныйКонцептуальный. Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы: Что делает автор.
Шитова Инна Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2, г. Ноябрьск, Тюменская обл.
Выполнение задания части 3 (С) ЕГЭ. 1 этап – верно сформулировать одну из проблем исходного текста; 2 этап – прокомментировать сформулированную проблему;
Подготовка к ЕГЭ. Определите стиль, тип текста и составьте план-тезис к нему.
Репетитор для подготовки к ЕГЭ. Выполнение задания части С. Критерии оценивания (К1 – К5)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
ОТРАБОТКА КРИТЕРИЯ К2 (КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ) Подготовка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Часть III (С) состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну.
Учитель русского языка МБОУ «Кочёвская СОШ» Кучевасова Т.Л.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Рекомендации по подготовке учащихся к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку)
Учимся писать сочинение-рассуждение. Урок в 10-ом классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Нефтекамска Васюткина С.Е.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Транксрипт:

«Моя «она» (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… (4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная! (13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет… (16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли… (19)Её зовут – Лень.

Микротема - это содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью. Формальный показатель микротемы – абзац.

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. 1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная! 2. Лень – причина всех несчастий героя.

не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет… (16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли… (19)Её зовут – Лень. 3. Нежелание героя противостоять лени. (13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор

Два способа формулирования проблем текста: 1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?). 2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п). Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте. Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?). Примерытиповыхконструкций Примеры типовых конструкций : 1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?). 2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?). 3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором. Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.

Типовые конструкции для передачи действий автора: Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…)

Черновой вариант Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). Проблема текста и её аспекты Проблема лени. Аспекты: 1. Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени.

Черновой вариант Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). Окончательный вариант Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

- положительно относиться к изображаемому; - отрицательно; - осуждающе; - саркастически; - неоднозначно; - двойственно; - скептически; - иронически; - с юмором. Автор может:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…). Примеры типовых конструкций:

Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?) Проблема лени. Аспекты : 1. Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени. Проблема текста и её аспекты Авторская позиция : 1. Что хотел донести до своего читателя автор ? 2. Ради чего написан этот текст ? Черновой вариант Чехов хотел: 1) осудить своего героя; 2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Проблема текста и её аспекты Проблема лени. Аспекты: 1. Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени. Авторская позиция Черновой вариант Чехов хотел: 1) осудить своего героя; 2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия. Авторская позиция Окончательный вариант Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны.

вывод (общий итог) Схема микротекста-рассуждения Тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора) аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться. Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения. Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как… Типовые конструкции: Я (не) разделяю позицию автора, потому что, во-первых,… Я (не) согласен с позицией автора, так как, во-вторых,…

Авторская позиция Черновой вариант Чехов хотел: 1) осудить своего героя; 2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия. Моя позиция и аргументация Черновой вариант Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни. Какие я могу привести аргументы? 1) Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова. 2) Я сам. Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев. Моя позиция и аргументация Окончательный вариант С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта! Варианты вступлений Сюжеты рассказов Чехова – это истории из жизни обыкновенного человека. Писатель пристально вглядывается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Так в центре внимания прочитанного мной текста – проблема лени. Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема лени.

Лень ОнародиласьраньшенасНаэтообращает внимание и А. П. Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимаяпроблемулени Лень … Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А. П. Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем (« не покидает меня день и ночь »), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно « моя « она » - причина всех его несчастий (« я ненавижу её, презираю …»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким - то образом противостоять этому пороку. Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем (« не покидает меня день и ночь »), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно « моя « она » - причина всех его несчастий (« я ненавижу её, презираю …»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким - то образом противостоять этому пороку. Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст : оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст : оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А. П. Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А. П. Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.