Система оценки качества образования в ДОУ в условиях перехода на ФГОС. Автор-составитель: Заведующий ГБДОУ ЦРР-детский сад 111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Артеменко Е.В.
Качество образования Условия Обеспечение качества образования Методика надзора и контроля Образовательный Процесс Управление качеством образования Результат Оценка качества образования Методика согласования и стимулирования
Три составляющих оценки качества образования 1. Государство 2. Общество 3. Самооценка учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Принципы Цели и задачи - сам ребенок становится субъектом образования -сохранение единого образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования -возрастная адекватность дошкольного образования -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре, результатам освоения - полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального и морально-нравственного благополучия) -создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями -создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников -содействие и сотрудничества детей и взрослых-сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка (как субъекта отношений)
Образовательная среда ДОУ
Формы и методы оценки качества образования - лицензирование образовательных учреждений; - контрольно-надзорная деятельность; - аттестация педагогических и руководящих работников; - мониторинг качества образования. – Общественная экспертиза качества образования. – Аудит качества образования – Рейтинг образовательных учреждений и отдельных педагогов – Самообследование образовательных учреждений – Конкурсы
Показатели качества образования в ДОУ: Анализ документации (нормативные документы, локальные акты, анализ штатного расписания, комплектования ДОУ, сметы, выполнение государственного заказа, результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, Охрана труда, планы учреждения, Программа развития ДОУ, ОП ДО и пр.) Анализ материально-технического обеспечения: - наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям; - программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе; - оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, обучения и мебелью; - обеспеченность методической и учебной литературой -наличие предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОСов. Анализ образовательной деятельности (педагогический совет, МППС) Контроль (условия, образовательный процесс) Социологические исследования (Опрос, Собеседование, Интервьюирование, Анкетирование участников образовательного процесса)
Показатели качества образования (продолжение) Индивидуальная карта педагога (самообразование, повышение квалификации, участие в жизни ДОУ, района, города и пр.) Школа молодого педагога (наставничество) Педагогическое наблюдение Оценка развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных результатов (вместо диагностики) Участие учреждения в конкурсах Участие в смотрах, конкурсах участников процесса (воспитанники, педагоги, родители) Анализ организации питания (соблюдение нормативов и требований Сан Пина, опрос, анкетирование) Открытые мероприятия Социальное партнерство (музеи, театры, библиотеки, другие образовательные учреждения).
Этапы оценки Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов: выделение показателей качества; определение критериев оценки (исходя из требований ФГОС ) - на основе чего данный показатель будет оцениваться; создание шкалы уровней достижения критерия качества; разработка необходимого инструментария; сбор, обработка, анализ полученных данных, дальнейшее использование; представление и распространение в свободном доступе обобщенной информации для разных категорий пользователей (родителей, представителей общественности и пр.); организация общественного и профессионального обсуждения; подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.
Оценка качества (результат) Степень удовлетворенности уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса. Уровень освоения ОП ДО, дополнительных программ соответствующей направленности. Степень соответствия полученных результатов деятельности ДОУ прогнозируемым результатам. Соответствие системы управления и контроля задачам развития ДОУ. Продвижение позитивного имиджа ДОУ. (Благодарности, положительные отзывы в адрес ДОУ).