Выполнение задания В 1 ЕГЭ Учитель МОУ «СОШ 39» Альцева Наталья Петровна
Чтобы выполнить задание В 1, необходимо знать: что изучает морфемика и словообразование; систему словообразующих и формообразующих морфем; основные способы образования слов.
Повторим Раздел лингвистики, который изучает морфемы, называется морфемикой. Словообразование-это раздел науки о языке, изучающий законы образования слов в русском языке.
Морфемы Значимые части слова ( приставка, корень, суффикс, окончание). Словообразующие морфемы ( приставка, суффикс). Формообразующие морфемы ( окончание).
К группе формообразующих морфем относятся некоторые суффиксы: -л- в формах прожеджего времени глагола (передали, рассказала); -и- в формах повелительного наклонения глагола ( разломи, пронесите); -ее-(-ей-),-е-,-же-,-же- в формах сравнительной степени прилагательных и наречий (глубже); -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-им-.-ем- (-ом-),-н-,-ен-,-т- в причастиях (размытый);
Продолжение -а-(-я-),-вши-,-ши-,-учи-(-учи-) в деепричастиях (пересказав, играучи); -ейш-(-айш-) в формах превосходной степени прилагательных (красивейший, глубочайший).
Основные способы словообразования Суффиксальный способ (биатлон- биатлонист). Приставочный способ ( заголовок- подзаголовок). Приставочно-суффиксальный способ (работа-безработица). Бессуфиксный способ (выходить-выход, гладкий-гладь).
Словообразовательная пара Это два однокореных слова, одно из которых непосредствено образовано от другого, то есть это исходное и производное слова: написать-написание ель-ёлка бежать-отбежать река-заречье дикий-дичь прорубить-прорубь
Словообразовательная цепочка Это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трёх и более однокореных слов. Грамота-грамотный-неграмотный. Вред-вредить-вредитель-вредительство. Боль-болеть-болезнь-болезненый. Металл-металлургия-металлург. Честь-честный-честность.
Обратите внимание! Чтобы верно определить способ образования слова, необходимо: Установить производящую основу для даного слова. Выделить словообразовательные морфемы. Определить способ образования даного слова. Засорение от засорить!
Подведение итогов Таким образом, мы повторили некоторые способы образования слов русского языка. Закономерным итогом повторения является выполнение заданий в форме тестов. Успехов вам при выполнении заданий!