Александр II – сын царя и воспитанник поэта Жуковский В.А. – наставник, хотел воспитать просвещенного монарха-законодателя Мердер К.К. – генерал, боевой офицер, воспитатель Сперанский М.М. – учитель юриспруденции Канкрин Е.Ф. – учитель экономики Арсеньев К.И. – учитель истории и статистики Брунов Ф.И. – учитель по внешней политике
Воспитание и характер От природы наделённый разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, весёлым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать. К 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил».
- С 1825 г. Жуковский принят в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича. - В 1837 г. Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири, годы Жуковский проводит с ним в путешествии по Западной Европе. - Весной 1841 г. окончились занятия Жуковского с наследником. Влияние, которое он оказал на него, было благотворное. Еще в 1817 г., приветствуя в послании к императрице Александре Федоровне рождение своего будущего питомца, Жуковский выражал желание: Да на чреде высокой не забудет Святейшего из звания: человек. В этом истинно-гуманном направлении Жуковский и вел воспитание наследника.
В 1823 г. был призван на пост министра финансов. В 1829 г. ему было пожаловано графское достоинство. В 1838 г. он читал лекции по финансовой науке Александру II.
Арсеньев Константин Иванович – русский статистик, историк, географ, академик петербургской АН (1841г.). В профессор петербургского университета, отстранён за осуждение крепостного права. Пытался обосновать экономическое районирование России.