Урок развития речи.
Дидактическая цель : создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа ( в том числе в письменной форме ) текста, оформления его в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций. Воспитательная цель : воспитывать интерес к родному языку, литературе на примере произведений классической литературы. Развивающая цель : способствовать развитию связной речи, навыков работы в группе и логического мышления
Задачи: - формировать умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора теста - закреплять умения и навыки написания изложения, грамотного письма - практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий (речь, ее задачи, функции) - обобщить и закрепить сведения теоретического характера (текст как продукт речи, его признаки; тема, заголовок, план; типы текстов и стили речи)
Где березняк, рябой и редкий, Где тает дымка лозняка, Он, серенький, сидит на ветке И держит в клюве червяка. Но это он, простой, невзрачный, Озябший ночью от росы, Заворожит посёлок дачный У пригородной полосы. М. В. Исаковский
Заворожить, перен., кого - что. Совершенно очаровать, обворожить кого - нибудь, всецело завладеть чьим - то вниманием, мыслями, чувствами. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. – Т.1. – С.906
Описание горницы Дверь тихонько отворилась. И царевна очутилась В светлой горнице ; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут ;
Описание каравая. Иван - царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями : по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Описание дворца Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой ; самая большая простиралась на много - много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах ! Веселье никогда и не заглядывало сюда ! Холодно, пустынно, мертво ! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынней снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы ; на нем она восседала, когда бывала дома.
Автор книг « Кондуит и Швамбрания », « Ранний восход ».
«… Он часами мог всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.»
« Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву »
« А иногда крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике.»
«… - Будто табун молоденьких зебр пасётся, - показывал он на рощу молодых белоногих берёзок ».
« Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами … Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня ».
План