Вспомните: - В чем заключается проблема ограниченности; - В чем разница между свободными и ограниченными благами; - Что такое факторы производства и в чем проблема их ограниченности. - Что показывает пирамида Маслоу?
Определите, что из ниже перечисленного относится к факторам производства: Деньги в сейфе кассира банка Конвейерная линия Рабочая сила Время, затраченное на производство товара Лиственничный лес Восточной Сибири
Ограниченность ресурсов и факторов производства Проблема выбора Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.
Рациональное поведение предполагает: Рациональное поведение предполагает: : Добиться наибольшего результата при имеющихся в распоряжении ресурсах, т.е. максимизировать результат при данных затратах или минимизировать затраты для достижения лучшего результата. Может быть «неправильным» с точки зрения морали. Предполагает постановку целей. Руководствоваться теми или иными критериями выбора
альтернативная стоимость Цена выбора или альтернативная стоимость - упущенная выгода, т.е. то, от чего пришлось отказаться ради первого. Ограниченность заставляет людей делать выбор. Каждый человек чем-то жертвует, принимая выбор.
Альтернативная стоимость может быть выражена: в товаре (услуге), в деньгах, распространена на экономику в целом. Но, только одним вариантом, следующим по значению за выбранным.
Задание 1. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта – дело дорогостоящее, а денежные средства студента Пети ограниченны, поэтому ему придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости: - затраты на посещение театров - затраты на изучение японского языка - затраты на еду и одежду - затраты на занятия верховой ездой. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта – дело дорогостоящее, а денежные средства студента Пети ограниченны, поэтому ему придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости: - затраты на посещение театров - затраты на изучение японского языка - затраты на еду и одежду - затраты на занятия верховой ездой. Ответ. Все, кроме еды и одежды
Задание 2. Татьяна могла пойти на работу на фабрику и получать з/пл руб., могла работать секретарем- машинисткой с з/пл руб. Но она пошла учиться в Высшую школу экономики, просчитав все перспективы. Определите альтернативную стоимость выбора Татьяны. Ответ руб.
Задание 3. Человек рационален Альтернативная стоимость – 12 тыс. руб. Упущенная выгода (6.000 – 3.000) тыс. руб. Упущенная выгода = = тыс. руб.
Задание 4. Альтернативная стоимость 1 часа досуга = 7 руб.
Какие из утверждений верны, а какие – нет? 1.Предприниматель, организующий производство алкоголя, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью алкоголя может быть нанесет большой ущерб здоровью нации. 2. Если плата за обучение составляет 3 тыс. руб., а отказавшись от учебы, можно было бы заработать 5 тыс. руб., то альтернативная стоимость учебы составит 8 тыс. руб.
Укажите, какое из приведенных положений является верным. 1. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира: А) равна нулю, так как деньги не являются фактором производства Б) растет, если растет процент по вкладам в банке В) падает, если растет процент по банковским вкладам Г) падает, если растет процент по ссудам Анна имеет возможность получить с оплатой от 4 до 8 руб. в час в обычное рабочее время с 9 до 18 ч. Других возможностей получить работу она не имеет. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени в интервале с 8 вечера до 8 утра?
Проблема выбора: что выпускать и сколько выпускать. - объем производства - развитие производства - политика государства - рынок Кривая производственных возможностей - это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.товаров услуг
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Комбайны
Принципы построения: 1. Кривая строится в координатах продукт-продукт; 2. Всегда есть граница максимального использования ограниченных ресурсов: увеличения выпуска одного продукта сокращает выпуск другого; 3. Точка вне КПВ говорит опере использовании ресурсов; 4. Точка внутри КПВ показывает о неэффективном использовании ресурсов; 5. НТП перемещает границу производственных возможностей, способствует более полному удовлетворению потребностей.
Возможности Гражданская продукция, млн. штук Военная продукция, млн. штук A0500 B 450 C D E F9000 Построить КПВ
Найти альтернативную стоимость гражданской продукции при переходе варианта от С к D. Альтернативная стоимость увеличения выпуска гражданской продукции является упущенная выгода от выпуска военной продукции. А.ст. гражданской продукции = 400 – 300 = 100 ед. военной продукции Показать на графике Показать на графике.
Альтернативные возможности производства масла и пушек Вариант Масло, млн. т Пушки, тыс. шт. А030 В227 С421 D612 Е80
КПВ масла и пушек
Домашнее задание: стр , построить КПВ. Возможности Ресурс Зерно Ресурс Танки А 600 5,00 Б550 4, В500 4, Г400 3, Д300 3, Е200 1, Ж
Домашнее задание: §1.2, стр