С ОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А. Р ЫЛОВА «П ОЛЕВАЯ РЯБИНКА » Иванова Елена Александровна МОУ «СОШ 34» Г.Саратов
К АКОЙ ЖАНР У ЭТОЙ КАРТИНЫ ? ПОРТРЕТ НАТЮРМОРТ ПЕЙЗАЖ
П РОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ К.Г.П АУСТОВСКОГО. - В ЧЁМ ЕГО СМЫСЛ ? С ОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ АВТОРА ? А РГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ. «Пепейзаж – недовесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.» Установите по словарю лексическое значение слова «пепейзаж». Вспомните фамилии художников- пепейзажистов, названия их полотен. Найдите описания природы в литературных произведениях.
З АПОМНИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Произведение живописи в красках называется картина. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется репродукция. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется иллюстрация. Пепейзажем называется изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении. Художник, который пишет пепейзажные картины, называется пепейзажист.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. П_пейзаж нап_линяет душу родос_ним чувством. Художник открывает нам красоту скромных п_левых цв_тов, призывает нас насл_деться тиш_ной и яркими красками скромного п_пепейзажа. А.А.Рылов сумел с_сдать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_ого человека родной природы.
С ПИШИТЕ, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Пепейзаж наполиняет душу родостним чувством. Художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, призывает нас насладеться тишиной и яркими красками скромного пепепейзажа. А.А.Рылов сумел сосдать удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.
2. П РОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И.Т ЮТЧЕВА. Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
В ЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ФРАГМЕНТ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А.Ф ЕТА. Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны.
П РОЧИТАЙТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ Л. К АССИЛЯ «Р АННИЙ ВОСХОД ». «Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринами на крыле бабочки. Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву… - Будто табунок молоденьких зебр пасётся, - показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок. Он срывал пшеничный колос с длинними золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня. Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.» Назовите, какие открытия сделал герой рассказа летом? А что вы открыли для себя в природе?
П ЛАН СОЧИНЕНИЯ 1) Картина А.А.Рылова «Полевая рябинка». 2)Описание картины: а) бескрайние просторы; б) тихое журчание речки; в) изображение зарослей рябинника. 3)Настроение, которое вызывает картина.
О БРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ Замечательный художник- пепейзажист Рылов изображает природу как чудесный мир красоты. На картине «Полевая рябинка» художник изобразил знойный полдень. Над бескрайними просторами полей раскинулось огромное небо. По нему мчатся пышные облака. Тихое журчание речки словно бы напиталось за лето синевой чистого неба. Грустные ивы склонились к реке. В почётном карауле выстроились берёзки. Загорелась ярким огнём полевая рябинка. Ярко-жёлтые цветы пижмы полыхают золотом, словно впитывают в себя лучи летнего солнца. Нарядные цветы красуются на переднем плане картины. Они высоко подняли свои красноватые зонтики. Кусты рябинника ярко выделяются на фоне местами выжженной солнцем травы. Белые полевые цветы оживляют пепейзаж, участвуя в создании атмосферы летнего праздника. Природа в картине А.А.Рылова предстаёт в пышном праздничном цветении. Художник помогает ощутить красоту самых обыкновенных российских уголков природы.
И НФРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка" для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО) Красюкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка Красюкова Татьяна Ивановна