Автор : Неваева Татьяна Александровна Старший воспитатель МБДОУ детский сад 210
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу". Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, необходимо решить ряд задач: - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям: духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций); воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми); нравственно – трудовом ( продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды. Мышление дошкольника наглядно – образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В подготовительной группе должен быть оформлен уголок по нравственно- патриотическому воспитанию, в котором содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, в уголке худ. творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.
В уголке собран материал по социально-нравственному воспитанию Семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские анкеты на тему « Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», художественная литература нравственной тематики
Материал по ознакомлению детей с родным городом, с Нижегородским краем Подбор литературы о Нижнем Новгороде. Тематические папки, содержащие фотографии и рисунки символов нашего города, о знаменитых Нижегородцах, о достопримечательностях города. Детские анкеты: :« Я – Приокчанин», «Мой край Нижегородский», «Я живу в Нижнем Новгороде» Макеты нашего района, Нижегородского Кремля, улиц нашего города. Подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями о Нижнем Новгороде
Материал по ознакомлению детей нашей страной - Россией Подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России. Карта России. Макет нашей страны. Папка-раскладушка «Наша родина – Россия» Тематические папки: «Родина моя –Россия», «Народы, населяющие Россию» «Семь чудес России», «Известные города России». Дидактические игры для детей. Подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями о нашей стране.
Материал для ознакомления с защитниками Отечества Тематические папки: « Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города – Герои», «Богатыри земли русской». Атрибуты костюма русского богатыря. Модели военной техники. Альбом с детскими рисунками русских воинов. Дидактические игры для детей «Защитники Отечества»
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тематические папки и книги по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», « Из истории русского народного костюма», «Праздники, традиции и обычаи», «Древняя Русь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства. Макет мельницы, колодца. Создан угол «Русская изба» со старинными вещами. Элементы русского народного костюма. Собрана медиатека с русскими народными сказками, песенками, былинами.
Наша планета Земля Карта Солнечной системы, карта Мира, глобус. Художественная литература, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. Макет нашей планеты с жителями, населяющими ее. Детские анкеты: «Символы стран – Чудеса света»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.