ТЕМА «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» Урок по истории России в 11 классе Учитель истории МОУ СОШ 4 С. Падинского Новоселицкого района Ставропольского края ПЕТРОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ЦЕЛИ УРОКА: выяснить причины, сущность и значение НЭПа как средства создания предпосылок для осуществления идеи социалистической модернизации; рассмотреть основные направления НЭПа; проанализировать особенности организации промышленности в годы НЭПа; выявить предпосылки и сущность кризисов НЭПа.
ПЛАН УРОКА: 1. Кризис «военного коммунизма»: «что дальше»? 2. НЭП – кризис – реформа. 3. Организация промышленности в условиях НЭПа. 4. Проблемы и противоречия НЭПа.
КРИЗИС РЕФОРМА Социалистическое?Рыночное начало начало (доктринальный(блок новых компонент) = отношений) Равномерны ли два начала в масштабах? Каково соотношение? Социальное Рыночного отсюда Перспективы данного направления ограничены: - по площади; - по времени; - по потенциалу роста.
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Отношение к крестьянству Политика насилия, продразвёрстка, ликвидация частной собственности «Союз с крестьянством» Замена развёрстки продналогом, беднота освобождена от налога, разрешены аренда земли, наёмный труд, выход из общины На основе права частной собственности на землю и рыночных отношений развиваются фермерские единоличные хозяйства
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Способ производства Национализац ия промышленности, обобществлённ ые государственные формы в экономике Допущение частного капитала в промышленности (аренда), найма рабочей силы Капитал находится в частной собственности. Свобода предпринимательства, конкуренции, частная хозяйственная инициатива, естественное образование монополий
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Обмен Запрещение частной торговли. Снабжение через Наркомпрод, отмена оплаты топлива, жилья… Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг. На основе свободного рынка – к товарно- денежным отношениям
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Способ распределения и потребления Уравнительное распределение, Натурализаци я зарплаты, карточная система Отмена карточной системы, оплата по труду, тарифная система оплаты Пропорции распределения диктуются рынком. Большие различия в уровнях доходов и богатства
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Характер труда Всеобщая трудовая повинность. Труженики отчуждены от результатов труда. Введение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, созданы биржи труда. Рынок труда на основе конкуренции.
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Характер управления Строгая централизация, система главков. Использование экономических методов, развитие трестов, хозрасчёт, само- управление, самоокупаемость. Частно- хозяйственный вариант рыночного саморегулирования и самоорганизации + рыночно- государственная экономика.
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Тип экономики Командная нерыночная экономика связана с диктатурой правящей партии. Система государственной эксплуатации. Элементы смешанной экономики, сочетание с государственной собственностью, ограниченной частной собственностью. Рыночная экономика.
ВОПРОСЫ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ НЭП КЛАССИЧЕС КАЯ МОДЕЛЬ КАПИТАЛИЗ МА Общество Тотальная зависимость. Ликвидация остатков свобод гражданского общества (1922 г.- процесс над эсерами). Государственная монополия на СМИ. Политический и экономический террор (репрессии). Отсутствие плюрализма, толерантности. Свобода, гражданские права, плюрализм в экономике.
ПРИЧИНЫ СВЁРТЫВАНИЯ НЭП А : Диспропорция в структурной и ценовой политике по отношению к городу и деревне вызвали кризисы; Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «НЭП – это медленно» (Сталин). НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма». НЭП рассматривался как временная, переходная мера.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Насколько эффективна и адекватна целям власти политика НЭПа? Вы за её развитие или свёртывание? Позицию обоснуйте с точи зрения большевистской власти.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: & 40 – 41; записи в тетради; вопросы учебника стр. 171
СПАСИБО ЗА УРОК !