МОУ «Гимназия 34» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме: «Движение воды, минеральных и питательных веществ в стволе дерева.»
Гипотеза: я думаю, что вода и минеральные вещества от корня поднимаются вверх по коре дерева.
Цель работы: Узнать строение дерева, его роль в жизни растения, понять - почему при круговом повреждении коры погибает все дерево.
Задачи : узнать строение ствола дерева; изучить, как происходит транспорт воды, минеральных и питательных веществ в стволе дерева; провести опыт и определить в какой части ствола происходит восходящий транспорт воды и питательных веществ; убедиться на опыте, что дерево, выше кругового повреждения коры погибает.
Методы исследования: Изучение литературы, Проведение наблюдений и опытов,
1. Изучение литературы. Внутреннее строение ствола дерева
Функции ствола: Транспортная; Запасающая; Опорная; Вынос листьев к свету; Фотосинтез (у молодых побегов)
2. Практическая часть. Опыт 1. Определить, каким путем вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения. Группа 1 Срез веток ивы. Срез веток липы.
Ветки, которые стояли в подкрашенной воде. Срез веток ивы. Срез веток липы.
Выводы по опыту 1. Вода и минеральные вещества поднимаются вверх внутри ствола по древесине. Следовательно, моя гипотеза о движении воды и минеральных веществ от корня по коре дерева, не подтвердилась, и я выдвигаю новое предположение: что если, движение воды и минеральных веществ идет по древесине, то повреждение коры не должно нанести вред растению.
Опыт 2.Проверить, отразится ли повреждение коры на растении. Группа 1 – веточки без повреждения ствола
Группа 2 – веточки с круговым удалением коры. Выводы. Веточка с повреждением коры погибает выше повреждения, даже, если древесина не повреждалась.
ПОЧЕМУ ? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратился снова к литературе, и узнал, что кроме питания из почвы через воду и минеральные вещества, у растений идет еще и второе питание, которое происходит в зеленых листьях, которое называется фотосинтез (это образование органических веществ из воды, углекислого газа и солнечного света)
Опыт 3.Проверить, что органические вещества, образованные в листьях, передвигаются по веткам и стволу к корню, питая все органы растения. Гипотеза 3 Если органические вещества имеются в стволе дерева, я должен их обнаружить с помощью капли йода.
Срез ветки с поврежденной корой не окрасился в синий цвет.
Я нанес каплю йода на срез ветки с неповрежденной корой и увидел, что есть органическое вещество (крахмал), он окрасился в синий цвет.
Выводы: Я нанес каплю йода на срез ветки с неповрежденной корой и увидел, что он окрасился в синий цвет. Это значит, что есть органическое вещество (крахмал). Срез ветки с поврежденной корой не окрасился в синий цвет. Это мне помогло понять,то что веточка погибает, даже при сохранении восходящего транспорта воды и минеральных веществ, при нарушении нисходящего тока жидкости в связи с повреждением коры.
Выводы по работе: – в ходе выполнения работы я узнал, что такое ствол дерева, его строение и какие процессы в нем происходят; – я изучил, как происходит транспорт воды, минеральных и питательных веществ в стволе дерева; – опыт с подкрашиванием воды доказал, что восходящий транспорт воды и минеральных веществ происходит в древесине; – опыт с круговым повреждение коры показал, что нисходящий ток не менее важен для жизни дерева и его отсутствие ведет к гибели растения выше повреждения; – выполнив данную работу, я понял – что в стволе дерева имеются различные токи воды, минеральных и питательных веществ, которые происходят в разных слоях ствола, и повреждение даже одно слоя, может привести к нарушениям функций в других слоях ствола и гибели все го дерева.