элективный курс по психологии Психология в современном мире 1 занятие Составитель : Булахова В.А. – педагог-психолог, начальник психолого-педагогического отдела НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром» 2011
Причины выбора профессии психолог: Хочу лучше в себе разбираться; Хочу помогать людям; Хочу научиться владеть собой; Хочу научиться лучше общаться; Интересная наука.
Утверждения о психологии и психологах утверждение ложное реальное 1. Психология наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, человек, «видящий людей насквозь». верно Не верно 2. Психоло́гия (др.-греч. ψυχή душа; λόγος знание) академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Не верно 3. Психолог человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). верно Не верно
Утверждения о психологии и психологах утверждение ложное реальное 4. Психолог человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других. Он мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия указывать истинный путь людям советами и наставлениями. верно Не верно 5. Психология область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и психических св-в Не верно 6. Психолог человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах. верно Не верно
Характеристики профессии «Психолог»: это ограниченный вид труда, неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами; это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия психолог предполагает только высшее образование); это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия психолога отличается от любительского увлечения психологией); это общественно полезный труд (социальная направленность); это труд, дающий человеку определенный статус в обществе ;
Различия житейской и научной психологии (Ю.Б.Гиппенрейтер) знание конкретно, связано с конкретными жизненными ситуациями знания больше носят интуитивный характер знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п. получение знаний через наблюдения, рассуждения или непосредственное переживание человеком тех или иных событий случайный характер и бессистемность обобщенное знание, основанное на общих закономерностях жизни и поведения людей научное и рациональное объяснение психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах системность и упорядоченность научного знания
Различия психолога -любителя и психолога-профессионала у «психолога–любителя» обширные психологические знания, собранные случайно; знания часто оказываются бесполезными, никак не помогают справиться с проблемой; необоснованное и неправильное применение методик и упражнений, «игра в психологию»; помогая своим знакомым, берет всю ответственность «на себя» (клиентам это очень нравится, так как снимает ответственность с них) действует в одиночку, «когда и где придется» часто не имеет диплома, а только справка о прохождении курсов и тренингов бесцеремонность и невоздержанность в советах, многословие, преувеличение собственного вклада, желание учить и воспитывать других, чтение книг и посещение околонаучных и парапсихологических семинаров консультирует в удовольствие, не истощается наличие теоретической базы, где главное систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. опора на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в научных проблемах, но и в конкретной проблеме клиента адекватное использование специальных разработанных в психологии средств методик, упражнений. особая ответственность - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов поддерживает связь со своими коллегами, сокурсниками, преподавателями, с др. специалистами (обмен опытом и супервизии) наличие документа (диплома) о психологическом образовании. этический кодекс (профессиональный такт и уважение клиента) профессиональное развитие и саморазвитие (повышение квалификации, переподготовка) профилактика эмоционального выгорания
Разделы психологии ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий юридическая психология, детская психология, акмеология – психология зрелости, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология, зоопсихология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и др.
Групповая работа: (роли в мини-группах для разыгрывания сценок) Психолог Наблюдатель (супервизор) Клиент (клиенты)
Использованная литература: И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников Введение в профессию «психолог» Учебное пособие под редакцией И. Б. Гриншпуна Москва Воронеж, 2004
СПАСИБО ЗА ваше активное УЧАСТИЕ !