Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Системно - деятельностный подход Основной результат Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной внутреннюю внешней предметной деятельности во внутреннюю Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить?обновление содержания Ради чего учить?ценности образования Как учить? обновление средств обучения становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени
Выделяют три постулата современного урока: урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
РЕСУРСЫ современного урока
Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
Методические ресурсы Формы Технологии Содержание Методы Приемы
Технологические ресурсы ИКТ Развивающееобучение Проектнаядеятельность КСО Модульноеобучение Интерактивнаядоска Здоровьесберегающиетехнологии
Способы организации учебного процесса: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков Традиционная Инновационная Развивающаядеятельностная компоненты Ключевые и базовые компетентности Проектирование урока Разнообразные формы обучения Технологическая карта урока Практический опыт деятельности
Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока
Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно- ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВН ЫЕ
I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи). IV этап. Открытие нового знания. V этап. Первичное закрепление. VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока). Структура урока в начальных классах
1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. ФГОС
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося минут 2. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. ФГОС
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4-5 мин ФГОС
IV. «Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма. ФГОС
V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи ФГОС
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка. ФГОС
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. ФГОС
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? ФГОС
Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В чем новинка? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем и учеником.
Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.
В отличии от стандартов 2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!