Автор: Балабина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ 130»
Цели урока: Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»; Дать понятие литературным терминам: Композиция Антитеза Портретная характеристика
О поэте Родился будущий поэт на Украине. Его детство и юность прошли в имении отца селе Грешневе Ярославской губернии. Друзьями его детства были дети крепостных крестьян, водить дружбу с которыми отец строго-настрого запрещал. Но Коля проделал лазейку в заборе барского сада и при каждом удобном случае убегал к друзьям. Вместе с ними он купался в речке, ходил за грибами и ягодами, катался на салазках, участвовал во всех играх, которые частенько кончались дракой. Коля рос смельчаком, отличался большим упорством во всем
4 В десять лет Колю отвезли в Ярославль учиться, а в шестнадцать юный Николай Некрасов уехал в Петербург продолжать образование, где без поддержки отца переносил и голод, и холод и верил, что придет день, и его стихи будет читать вся Россия. В самые тяжелые часы испытаний он не забывал родную ярославскую землю, поэтому многие свое произведения посвятил родным волжским берегам.
6 Поэт очень любил крестьянских детей, они платили ему тем же. « А как его любили ребятишки! Так и льнули к нему. Всегда ждали его на ярославской земле точно светлого праздника,» вспоминал Сергей Макаров, друг поэта. Николай Алексеевич хотел, чтобы крестьянские дети из окружающих деревень учились в школе. Для этого он на свои средства в тысяча восемьсот семьдесят втором году построил в селе Аббакумцеве школу, закупил учебники, нанял учителей. Большую часть своего творчества Некрасов посвятил детям. Он любуется крестьянскими детьми, гордится их смышленостью и трудолюбием, видит в них свободу и доброту, думает о детях, как о будущем России. Поэма «Крестьянские дети». В ней автор изображает картины из жизни деревенских детей, их быт, игры, занятия и работу. Описывая их, он вспоминает эпизоды из собственного детства. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые, сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры. Поэта всегда волновала судьба простого русского народа. Тяжёлая жизнь крестьян, русских женщин – одна из основных тем творчества Некрасова.
8 Аббакумцевская школа построена в гг. на средства Н.А. Некрасова, местного священника Ивана Григорьевича Зыкова и других прихожан. Имела статус земского начального училища. Поэт исполнял в нем обязанности попечителя. Школа просуществовала до 1978 года.
Выразительное чтение стихотворения «На Волге»
Работа с текстом стихотворения «На Волге» План содержания: 1. Волжские пейзажи (прошлое). 2. Волжские пейзажи (настоящее). 3. Встреча с бурлаками (н). 4. Волжские пейзажи (п). 5. Первая встреча с бурлаками (п). 6. Детские вопросы испуганного ребёнка (п). 7. Волжские пейзажи (п). 8. Размышления о судьбах бурлака (н)
Беседа с использованием плана Какой вспоминается поэту Волга? Какие передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Какие из пейзажей (части 1, 2, 4, 7) соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж части 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чём выражается это противопоставление?
Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова в их разговоре поразили будущего поэта и показались непонятными? (используем репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге»)
Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением? Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?
Вывод Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе два временных плана: прошлое и настоящее. Оно построено на приёме антитезы, то есть противопоставления. Здесь используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение – обращение к читателю и героям
Домашнее задание Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге»
1.О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с. 2. ru/IKT_na_urokah/fonohres tomatiya_po_literature/ ru/IKT_na_urokah/fonohres tomatiya_po_literature/ 3. student.ruhttp:// student.ru