Психология личности Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий Выполнила педагог-психолог МБОУ «СОШ1 с.п.Надтеречное Надтеречного района Чеченской Республики» Тукаева Хеда Саид-Магомедовна 2014
Введение Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Человек представляет собой продукт природы, общества и человечества и включен в эти системы. Введение
Человек становится носителем такого нового качества, как единство проявления природных, социальных и исторических свойств. Именно это качество человека обеспечивает развитие природы, общества и человечества через образование новых целостностей. Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Любой человек также может рассматриваться как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо. Человек становится носителем такого нового качества, как единство проявления природных, социальных и исторических свойств. Именно это качество человека обеспечивает развитие природы, общества и человечества через образование новых целостностей. Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Любой человек также может рассматриваться как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.
ПЛАН. Введение. Понятие индивида, личности, индивидуальности, субъекта. Литература ПЛАН. Введение. Понятие индивида, личности, индивидуальности, субъекта. Литература
Индивид Человек как типичный представитель своего вида. Носитель природно обусловленных свойств Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки
Говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя обще видовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип. Это единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, являющий собой единство врожденных и приобретенных черт
Личность Человек как типичный представитель сформировавшего его общества Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели
Говоря о личности, мы подразумеваем своеобразное соединение социального и уникального в конкретном индивиде, целостную, системно организованную совокупность его интрапсихических и интерпсихических связей
Индивидуальность Человек, охарактеризованный в аспекте его уникальности, неповторимости, непохожести на других Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации
Говоря об индивидуальности, мы подразумеваем неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретенных специфических особенностей, а также совокупность социально значимых отличий человека от других людей
Субъект Человек как типичный носитель видов человеческой активности Темперамент, сознание, воля, мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь
Говоря о субъекте, мы подразумеваем феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных отношений. Говоря о субъекте, мы подразумеваем феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных отношений.
Процесс перехода одной формы развития человека в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий Процесс перехода одной формы развития человека в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий
Человек рождается как индивид. После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность.
Наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие
Соотношение понятий «индивид» – «личность» - «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: « Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» ( А.Г.Асмолов) Соотношение понятий «индивид» – «личность» - «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: « И ндивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» ( А.Г.Асмолов)
Литература. Большой психологический словарь, Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Спб.: прайм- ЕВРОЗНАК, – 672 с.. Немов Р.С. Психология В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Р.С. Немов. - М. – Владос, – 687 с. Литература. Большой психологический словарь, Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Спб.: прайм- ЕВРОЗНАК, – 672 с.. Немов Р.С. Психология В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Р.С. Немов. - М. – Владос, – 687 с.