Н. А. Некрасов. « Железная дорога »
ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Ватикан – дворец Папы Римского, в котором сосредоточены памятники искусства
Ватикан
Ватикан
Колизей – цирк в Риме, построенный в античные времена
Святой Стефан – собор в столице Австрии Вене
Аполлон Бельведерский – скульптура, изображающая античного бога Аполлона
Термы – бани в Древнем Риме, бывшие также спортивными, общественно - культурными заведениями
« ДВА ЛИЦА НАРОДА В СТИХОТВОРЕНИИ НЕКРАСОВА « ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА » Практическая работа. Подбор цитатных примеров к теме :
Автор Генерал Народ - труженик и созидатель Рабская психология народа и ее причины Народ - разрушитель « Вынес достаточно русский народ …» Царь - голод, зной, холод, согнутая спина, землянки, болезни « Что же … всё это народ сотворил ?»
« Вынесет всё – и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе » « Грабили нас грамотеи - десятники, Секло начальство, давила нужда … Всё претерпели мы …» « Логика ваша немного дика …»
« Вот они – нашей дороги строители » « Трудно свой хлеб добывал человек ». « Каждый подрядчику должен остался …» « Махнули рукой » « Чудо искусства – он всё растаскал !»
Ватикан, Колизей, Святой Стефан, Аполлон Бельведерский – создание рук простого человека « Шапки долой – коли я говорю …» « Бочку рабочим вина поставляю И – недоимку дарю !..» « Выпряг народ лошадей - и купчину С криком « ура !» по дороге помчал …» « Не создавать – разрушать мастера ». « Варвары ! Дикое скопище пьяниц !..»
Задание Письменно ответить на вопрос : « В чём различие взглядов автора и генерала н русский народ ?»
СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ
Композиция Расположение и взаимосвязь частей художественного произведения
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы понять главную мысль. Зачем Некрасов предпосылает эпиграф в форме диалога ? С какой целью автор указывает, как были одеты папаша и Ваня ? Как противоречия, заложенные в эпиграфе, отразятся на композиции стихотворении ?
Пейзаж - картины природы в художественном произведении С какой целью Некрасов начинает своё стихотворение с пейзажа ? Пейзаж даётся глазами пассажира, едущего в вагоне. Случайно ли это ?
Сочетание реальных и фантастических картин С какой целью автор вводит фантастические картины ? Какие чувства вызывает у читателя толпа мертвецов ? Мертвецы в стихотворении появляются после упоминания о « косточках русских », а исчезают после « свистка оглушительного ». Случайно ли это ?
Диалог - спор – основной композиционный приём стихотворения Докажите, что диалог каждой пары образов построен на конфликте : генерал – попутчик, генерал – Ваня ( сон Вани ), подрядчик – строители.
Композиционная роль риторических вопросов Риторический вопрос – фигура речи, которая представляет собой утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется ответа.
Композиционная роль риторических вопросов Определите персонажей, кому принадлежат риторические вопросы. Как характер вопросов связан с персонажами, которые их произносят ? Найдите в стихотворении риторические вопросы, содержащие утверждение и отрицание. Кому они принадлежат ? С какой целью в стихотворение включены риторические вопросы ?
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос : « в чём своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова « Железная дорога »?