Развитие информационной культуры: подходы и возможные методики О.К.Громова, гл. редактор журнала «Библиотека в школе - Первое сентября»» Библиотечно-педагогический совет Псков 2011
Громова Развитие инф. культуры 2 Проблемы развития ИК Чему учат? Под ИК и ИГ все понимают разное, следовательно, и учат все – разному. Чему учат? Под ИК и ИГ все понимают разное, следовательно, и учат все – разному. Как учат? Библиотекари почти не знают современных педагогических методик. Как учат? Библиотекари почти не знают современных педагогических методик. Что получается? Развитие ИК школьников пытаются «воткнуть» в рамки традиционной школы как отдельный предмет. Поскольку это обычно не удается, учат урывками – где и как получается. Что получается? Развитие ИК школьников пытаются «воткнуть» в рамки традиционной школы как отдельный предмет. Поскольку это обычно не удается, учат урывками – где и как получается. Все остальные проблемы, так или иначе формулируемые в профессиональном сообществе, вырастают из этих трех.
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 3 Информационная грамотность (ИГ) - это умение формулировать информационную потребность, формулировать информационную потребность, запрашивать, запрашивать, искать, искать, отбирать, отбирать, оценивать оценивать и интерпретировать информацию, и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. (IASL)
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 4 Информационная культура личности (ИКЛ): одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе Н.И.Гендина.
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 5 Information Literacy – это технология учебы. Она складывается из умения человека: технология учебы. Она складывается из умения человека: · осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы; · осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы; · выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы; · выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы; · найти информацию, соответствующую данной теме; · найти информацию, соответствующую данной теме; · оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее; · оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее; · оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность; · оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность; · сформировать собственное отношение к этой информации (здесь и далее в цитате выделено мною – О.Г.); · сформировать собственное отношение к этой информации (здесь и далее в цитате выделено мною – О.Г.); · представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы; · представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы; · оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи; · оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи; · доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение; · доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение; · осознать, что использование навыков ИГ в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. · осознать, что использование навыков ИГ в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидов в активных членов общества. (Дж.Р. Браун)
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 6 Information Literacy = Информационная грамотность? Информационная культура? Если иметь в виду понимание того и другого терминов специалистами разных стран, можно сделать вывод, что это лишь терминологическая путаница синонимичных понятий, возникшая из-за разной языковой традиции.
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 7 Что обычно входит в курс развития ИКЛ в библиотеках? 1. Основы ББЗ (всегда) 1. Основы ББЗ (всегда) 2. Анализ и синтез информации (редко) 2. Анализ и синтез информации (редко) 3. Принципы и правила создания собственного информационного продукта (кроме докладов и рефератов - редко) 3. Принципы и правила создания собственного информационного продукта (кроме докладов и рефератов - редко) 4. Компьютерная грамотность или знание АИБС (чаще, чем п. 2 и 3) 4. Компьютерная грамотность или знание АИБС (чаще, чем п. 2 и 3) 5. Культура чтения (часто) 5. Культура чтения (часто) 6. История книги и библиотек (часто) 6. История книги и библиотек (часто) 7. Свертывание и развертывание информации, кроме библиотечных форм (чрезвычайно редко) 7. Свертывание и развертывание информации, кроме библиотечных форм (чрезвычайно редко) 8. Критическая оценка надежности источников и самой информации (почти никогда) 8. Критическая оценка надежности источников и самой информации (почти никогда)
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 8 Цитата Овладение культурой не сводимо к ее изучению. Информационная культура и информационная грамотность могут присваиваться субъектом только в ходе продуктивной деятельности. Это означает, что привычные трансляционные методики преподавания не только не эффективны при освоении информационной культуры, но прямо противопоказаны. В отличие от большинства школьных предметов, при изучении которых учащиеся должны усвоить некоторые непреложные истины, освоение информационной грамотности преследует цель научить учащихся задавать вопросы и искать на них ответы, позволяющие отыскивать эти истины самостоятельно…Соответственно и те педагоги, которые будут нести информационную грамотность в школьные массы, должны владеть совершенно иной методикой. Овладение культурой не сводимо к ее изучению. Информационная культура и информационная грамотность могут присваиваться субъектом только в ходе продуктивной деятельности. Это означает, что привычные трансляционные методики преподавания не только не эффективны при освоении информационной культуры, но прямо противопоказаны. В отличие от большинства школьных предметов, при изучении которых учащиеся должны усвоить некоторые непреложные истины, освоение информационной грамотности преследует цель научить учащихся задавать вопросы и искать на них ответы, позволяющие отыскивать эти истины самостоятельно…Соответственно и те педагоги, которые будут нести информационную грамотность в школьные массы, должны владеть совершенно иной методикой.А.Г.Гейн
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 9 Развитие ИКЛ учащихся: два подхода Прикладной Развитие ИКЛ – надпредметная область. Это не отдельный предмет изучения, а освоение процесса и осознание смысла работы с информацией. Развитие ИКЛ – надпредметная область. Это не отдельный предмет изучения, а освоение процесса и осознание смысла работы с информацией. Развитием ИКЛ должны заниматься все педагоги в школе и (или) на первых курсах вузов на уроках по своему предмету. Развитием ИКЛ должны заниматься все педагоги в школе и (или) на первых курсах вузов на уроках по своему предмету.Академический Развитие ИКЛ необходимо ввести в школе как отдельный предмет, разработать стандарты и готовить преподавателей для него. Развитие ИКЛ необходимо ввести в школе как отдельный предмет, разработать стандарты и готовить преподавателей для него. Для развития ИКЛ необходимо разработать программу обучения для всех классов средней школы и вузов Для развития ИКЛ необходимо разработать программу обучения для всех классов средней школы и вузов
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 10 Цели обучения Прикладной подход Показать алгоритмы работы с любой информацией, которые могут быть применимы к работе ученика на любом уроке Показать алгоритмы работы с любой информацией, которые могут быть применимы к работе ученика на любом уроке и в самостоятельной работе и в самостоятельной работе с любой целью. с любой целью. Предложить педагогу, библиотекарю содержание и методики обучения, применимые в любых условиях. Предложить педагогу, библиотекарю содержание и методики обучения, применимые в любых условиях. Академический подход Дать набор теоретических сведений о документах, информации, инф. системах и методах работы с ними, подкрепив их практикой. Дать набор теоретических сведений о документах, информации, инф. системах и методах работы с ними, подкрепив их практикой. Дать навыки решения учебных (информационно- поисковых) задач в рамках традиционных школьных требований (рефераты, доклады, конспекты) Дать навыки решения учебных (информационно- поисковых) задач в рамках традиционных школьных требований (рефераты, доклады, конспекты) Вложить все это в рамки традиционного школьного курса Вложить все это в рамки традиционного школьного курса
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 11 Основные этапы обучения Прикладной подход (на примере курса О.К.Громовой) Формулировка и уточнение запроса, определение круга источников, выбор формы презентации результатов работы. Формулировка и уточнение запроса, определение круга источников, выбор формы презентации результатов работы. Выработка алгоритма поиска информации. Выработка алгоритма поиска информации. Поиск и локализация информации Поиск и локализация информации Качественная оценка и отбор полученной информации. Качественная оценка и отбор полученной информации. Обработка, компоновка и интерпретация отобранного материала. Обработка, компоновка и интерпретация отобранного материала. Подготовка презентации и презентация итогов работы. Подготовка презентации и презентация итогов работы. Академический подход (на примере программ Н. И. Гендиной) Основные инф. потоки Основные инф. потоки Понятия «документ», «первичный и вторичный документы» Понятия «документ», «первичный и вторичный документы» Работа с аннотациями, б/ф описанием Работа с аннотациями, б/ф описанием Виды инф. запросов. Алгоритм фактографического, тематического и др. видов поиска Виды инф. запросов. Алгоритм фактографического, тематического и др. видов поиска Библиотека как инф. система. Библиотека как инф. система. Методика поиска по каталогам и картотекам, по б\ф источникам Методика поиска по каталогам и картотекам, по б\ф источникам Методика конспектирования, реферирования и т.п. Методика конспектирования, реферирования и т.п. Правила создания рефератов и докладов, оформления работы Правила создания рефератов и докладов, оформления работы
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 12 Основные педагогические методики Прикладной подход Использование принципов развивающего обучения (по Эльконину и Давыдову и др.) Использование принципов развивающего обучения (по Эльконину и Давыдову и др.) Исследование учениками нового материала путем постановки проблемных вопросов и поисков ответов Исследование учениками нового материала путем постановки проблемных вопросов и поисков ответов Выработка алгоритма действий и освоение процессов в ходе решения основной проблемы Выработка алгоритма действий и освоение процессов в ходе решения основной проблемы Академический подход Использование преимущественно трансляционных методов обучения Использование преимущественно трансляционных методов обучения Необходимость усвоения теоретической части отдельно от практики Необходимость усвоения теоретической части отдельно от практики Практика - решение типовых учебных (поисковых, например) задач путем применения изученных алгоритмов действия. Практика - решение типовых учебных (поисковых, например) задач путем применения изученных алгоритмов действия.
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 13 Контроль Прикладной подход Отсутствие тестов Отсутствие тестов Самооценка ученика в сравнении с самим собой Самооценка ученика в сравнении с самим собой Проверка знаний исключительно по практике Проверка знаний исключительно по практике Оценка процесса работы ученика и результата отдельно Оценка процесса работы ученика и результата отдельно Академический подход Тест-контроль усвоения теоретических понятий Тест-контроль усвоения теоретических понятий Оценка практических работ по результату Оценка практических работ по результату Принцип оценивания - «от идеала» Принцип оценивания - «от идеала» Отсутствие самооценки Отсутствие самооценки
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 14 Проблемы оценки Критерии объективной оценки уровня ИКЛ Критерии объективной оценки уровня ИКЛ Оценка процесса и результата. (Верно проведенный поиск не гарантирует верных выводов, т.е. хорошего в традиционном понимании результата) Оценка процесса и результата. (Верно проведенный поиск не гарантирует верных выводов, т.е. хорошего в традиционном понимании результата) Принципы выведения промежуточной и итоговой оценки Принципы выведения промежуточной и итоговой оценки
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 15 Проблемы распространения программ развития ИКЛ Прикладной подход Неготовность педагогического корпуса к развитию ИКЛ в ходе обучения предмету Неготовность педагогического корпуса к развитию ИКЛ в ходе обучения предмету Консервативная система повышения квалификации библиотекарей, особенно школьных. (А именно они во многих странах занимаются развитием ИКЛ школьников ) Консервативная система повышения квалификации библиотекарей, особенно школьных. (А именно они во многих странах занимаются развитием ИКЛ школьников ) Малочисленность штата школьных б-к Малочисленность штата школьных б-к Академический подход Отсутствие стандарта по данному предмету Отсутствие стандарта по данному предмету Увеличение учебной нагрузки школьников или необходимость отмены (сокращения) другого предмета для введения нового урока в школе Увеличение учебной нагрузки школьников или необходимость отмены (сокращения) другого предмета для введения нового урока в школе Необходимость готовить специальных преподавателей Необходимость готовить специальных преподавателей
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 16 Библиография Браун Дж. Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход : Доклад, представленный на международной конференции «Крым – 2005» [Текст] / Дж. Р. Браун // Библиотека в школе – – 22. Браун Дж. Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход : Доклад, представленный на международной конференции «Крым – 2005» [Текст] / Дж. Р. Браун // Библиотека в школе – – 22. Гейн А. Г. Воспитание информационной грамотности у школьников и менталитет российского образования [Эл. ресурс] / А. Г. Гейн // Материалы 14-й Международной конференции «Крым 2007». – М. : ГПНТБ России ; Ассоциация ЭБНИТ, Гейн А. Г. Воспитание информационной грамотности у школьников и менталитет российского образования [Эл. ресурс] / А. Г. Гейн // Материалы 14-й Международной конференции «Крым 2007». – М. : ГПНТБ России ; Ассоциация ЭБНИТ, Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, – 512 с. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, – 512 с. Громова О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьной и детской библиотеке [Текст] / О. К. Громова. – СПб, Профессия, – 208с. Громова О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьной и детской библиотеке [Текст] / О. К. Громова. – СПб, Профессия, – 208с.
Псков 2011 Громова Развитие инф. культуры 17 Спасибо за внимание! В Педагогическом университете «Первое сентября» идёт набор на курсы повышения квалификации, в том числе на курс О.Громовой «Развитие информационной грамотности школьников в школьной и детской библиотеке». Подробности на сайте