Принципы государственной политики в области образования, задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся: / в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»/ «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; … защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; … адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть успел... А.С.Пушкин В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль. Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.
Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету.
процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества; усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом; становление личности в контексте конкретной культуры;
"ступени" социализации: детство, тинэйджерство, юность, зрелость, старость. "Годы юности - самые трудные годы", - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант. Трудности подросткового возраста: психологияеские сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.); склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов; подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности; формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники; изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям); противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения...
Важность подросткового этапа Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. Ролевой диапазон тинэйджеров, по - прежнему, крайне ограничен: экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых.
Агенты социализации Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Критерии коллектива: групповая направленность; способность группы к самоуправлению; подготовленность группы к совместной деятельности. показатели развития коллектива: интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»); эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и горе); волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)
А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту». Доминирующий фактор сплочения: общие интересы; стремление приспособиться в специфических условиях; авторитет лидера; наличие социальных норм. принцип сотрудничества: безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон; беспристрастность в оценке поступков учащихся; терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива; диалогичность в общении; отсутствие страха; использование чувства юмора; не бояться сделать ошибку и признать её.
Роль учителя в формировании социализации личности ученика Поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я». Говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка. Отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. Не применять негативных оценочных суждений. Не навязывать школьнику способов деятельности и поведения. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
КОДЕКС КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. 1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. 2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом, к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 3.Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. 4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты. 5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно. 6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе с ними. 7. Родитель ребёнка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. 8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители- учитель- семья. 9. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований. 10. Дети в классе – твоё отражение; старайся постоянно работать над собой. 11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера. КОДЕКС КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. 1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. 2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом, к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 3.Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. 4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты. 5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно. 6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе с ними. 7. Родитель ребёнка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. 8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители- учитель- семья. 9. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований. 10. Дети в классе – твоё отражение; старайся постоянно работать над собой. 11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Направление деятельности классного руководителя с родителями Изучение семей уч-ся Тематические Родительские собрания Конференции, Круглые столы Информационн ые общешк. родит. собрания Проведение КТД Памятки, советы, рекомендации
Направления деятельности классного руководителя с педагогическим коллективом Выступления на ШПК Методические разработки и рекомендации Выступления на педсоветах МО классных руководите лей Педагогичес кие консультации Индивидуальная работа по решению проблем уч-ся Соц. Педагог, психолог
Социальная адаптация ребёнка Социально- психология. адаптация отношений Ребёнок- семья Ребёнок- школа Ребёнок-среда Социально-эконом. адаптация В экономич. расчётах семейного благополучия В экономич. отношениях со сверстниками В общественной, трудовой деятельности Социально- политич. адаптация В оценке политич. явлений В работе органов самоуправлени я В деятельности детской организации Социально-культ. адаптация В культуре семейных мероприятий В культурно- массовых мероприятиях класса, школы В культурных объединениях, клубах
Схема индивидуального взаимодействия классного руководителя с ребёнком Выявление проблемы Социально- педагогичес кая диагностика Методы Сбор инфо рмац ии Сист емат изац ия инф орм. Ана лиз ситу аци и анке тиро вани е набл юде ния бесе ды педагог ически е учебны е Взаимоо тношени я с однокла ссн. Взаимо отноше ния со взрослы ми Взаимо отноше ния с учителя ми
Устремленность школы в демократическое будущее залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего пути от: нивелирования личности к ее разностороннему развитию; заучивания догм к познанию и преобразованию мира; авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству. Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы для чего это нужно, что это дает? Воспитатель должен знать ответ на этот вопрос и уметь убедительно объяснить !!!!!
Дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни преуспеет тот, Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт. Дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни преуспеет тот, Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.