Муниципальное казенное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работаx Руководитель: Ленёва Марина Анатольевна, учитель математики Единицы измерения Древней Руси Выполнил: обучающийся 6 класса МКОУ «Покровская СОШ» Ильясов Максим
Цель исследования – более глубоко изучить и исследовать единицы измерения в Древней Руси
1. Собрать материалы и изучить литературу по данной теме; 2. Рассмотреть развитие и представления чисел в Древней Руси; 3. Составить и решить задачи, содержащие в себе единицы измерения Древней Руси. Задачи:
Гипотеза Изучение исторических корней понятий единиц измерения в Древней Руси способствует развитию знаний и представлений учеников об истории своей страны, повышает интерес к изучению математики и других предметов; воспитывает уважение к истории своей Родины.
Задача (меры длины) Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Что больше: рост конька или длина его ушей? Решение: 3 х 4,445 см=13,335 см-рост конька; 0,7112 м=71,12 см-длина ушей. Ответ: длина ушей конька больше его роста!
Задача(меры объёма) 1 бочка = 40 ведер Атаман велел к приходу войска сварить сбитень. В большой котел вылили 2 ведра меда, 68 ведер воды, 13 ведер давленой малины, ведро хмеля. Сколько бочек (литров)напитка получится? Решение:1)Сколько ведер жидкости в котле: = 84 ведра 2) Узнаем, сколько бочек получится:84/40 = 2 бочки 4 ведра 3)2 х х 12=984+48=1032 литра Ответ: 2 бочки и 4 ведра; 1032 л.
Задача(денежные единицы) Продаётся модный жилет.Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? Решение: Жилет +пиджак=1.65 коп. Пиджак стоит 1,15 руб.Значит жилет стоит 50 коп. Ответ:50 коп
Задача(на площадь) С каждой минутой вода наступает К бедным зверькам, уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Велика ли площадь суши под бедными зайчиками? Решение: 1 аршин=0,7112 м 1 сажень=3 аршина=2,13 м 0,7112 м х 2,13 м =1,5 м 2 Ответ:1,5 м 2
«Не зная прошлого, трудно понять настоящее…»
Вывод: Необходимо помнить и знать старинные меры, ведь для расширения кругозора мы должны знать о прошлом жизни, быта и культуры нашего народа. Необходимо помнить и знать старинные меры, ведь для расширения кругозора мы должны знать о прошлом жизни, быта и культуры нашего народа.