Искусство и духовная жизнь 10 класс Бойкова В.Ю.
Искусство- Особая форма общественного сознания Практическая деятельность человека,направленная на освоение и создание эстетических ценностей Выражает эстетическое отношение человека к миру
Искусство Создает особую реальность- художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило мало связано с утилитарными потребностями человека Форма художественного познания Человек с помощью искусства пытается осмыслить, отразить, преобразовать окружающий мир
Теории о происхождении искусства Биологизаторская ИгроваяМагическая Трудовая -из потребности привлечения внимания противоположного пола. -из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности -из потребности расходования человеком нерастраченной й в трудовой деятельности энергии, - из необходимости тренировки для усвоения социальных ролей -форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность (от первобытных времен) -результат труда : полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство- «посредник того, чего нельзя высказать» (Гёте) Отражает чувственное восприятие окружающего мира Эстетика (от чувственный, чувствующий)-исследует сущность и формы прекрасного, общие законы искусства
Эстетическая культура Умение воспринимать прекрасное Воспитывается в человеке Необходимый компонент развитой личности
Взгляды на сущность искусства Искусство- подражание природе. Природа- лучший мастер форм Искусство- творческое самовыражение личности или знаково- символическая концепция
Предмет искусства Человек Его отношение с окружающим миром, другими индивидами Жизнь людей в определенных исторических условиях Художественные образы Результат вымысла Отражение действительности Процесс художественного обобщения, выделение существенных признаков познаваемых предметов
Выделите и выпишите со стр особенности искусства
Особенности искусства Чувственное восприятие окружающего мира Субъективно Образно (coздание художественного образа ) Искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях Индивидуально создание произведений искусства, индивидуально и их вocприятие
Особенности искусства В искусстве не существует поступательного развития Художественные шедевры остаются неподвластными времени, сохраняют свою ценность Не зависит от опытного знания и материальных потребностей общества
Форма бытия искусства- художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляется в виде материального предмета-знака, который передает людям художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью
Виды искусства пример архитектура живопись театр музыка литература скульптура фотоискусство балет эстрада кино жанры декоративно- прикладное цирк Портрет Натюрморт Пейзаж Бытовой жанр Анималистиче ский жанр Исторический жанр В основе различия-средства и способы выражения художественного образа
Жанр (от фр. genre род) общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. В литературе: ода,баллада,трагедия,комедия,ром ан,поэма и др.
Стиль совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника Пример: барокко, классицизм, романтизм, реализм и др.
Составьте схему классификации видов искусства Стр.118
Функции искусства Функция Содержание Общественно- преобразующая Идейно-эстетическое воздействие на людей для преобразования общества Художественно- концептуальная Анализ состояния окружающего мира Воспитательная Формирует личность, чувства и мысли людей Эстетическая Формирует эстетические вкусы т потребности Утешительно- компенсаторная Гармонизирует душу, сохраняет и восстанавливает психическое развитие человека Предвосхищения Предвосхищает будущее Внушающая Воздействует на подсознание людей,психику
Вывод: специфика искусства проявляется в следующем Наглядно и образно Специфические средства и способы воспроизведения окружающей среды и создание художественных образов Большая роль в познании воображения и фантазии познающего субъекта
Проанализируйте последующие картины и стихотворения,опираясь на вопросы 1.Докажите,что это произведения искусства 2. Какие характерные черты искусства проявлены в данных произведениях 3. Обозначьте художественные образы и их содержание
Классицизм Боровиковский Портрет Державина
Ломоносов М.В. (Классицизм) Вечернее размышление о божием величестве... Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!
РЕПИН «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ» Р(РЕАЛИЗМ)
Клод МОНЕ. «Впечатление. Восход солнца ». Импрессионизм
К.Бальмонт.Импрессионизм Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной. Нежно-светлоткаными, Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли. Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц.
Винсент Ван Гог «Подсолнухи »
Домашнее задание Подготовить сообщение об одном из направлений искусства Параграф 11 Анализ документа-текст Платонова