«Система работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению» Заседание творческой группы учителей начальных классов 17 октября 2011 год Руководитель: Королева Е. В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением математики» г. Магнитогорска
Содержание заседания 1.Размышляем: Основные направления работы ТГ на уч.г. 2. Делимся опытом: Представление опыта работы учителей начальной школы МОУ «СОШ 5 УИМ» 3.Размышляем: «Научно-исследовательская деятельность человека» (по А. И. Савенкову) 4. Принимаем Научно-методическое и информационное сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся 5. Сотрудничаем Вопросы анкеты
Рабочая тема ТГ уч. год: «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего начального образования детей» Цель работы ТГ: подготовка организаторов работы по развитию системы исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. Задачи ТГ: обучение педагогов теоретико-методологическим основам исследовательской деятельности учащихся; выработка навыка постановки исследовательских задач в разных областях знания; освоение техники организации различных форм исследовательской деятельности учащихся.
Ожидаемый результат деятельности ТГ: распространение опыта работы педагогов по развитию системы исследовательской деятельности учащихся; повышение квалификации педагогов непосредственно занимающихся с детьми учебно- исследовательской работой, а также управленческих кадров, организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. повышение качества исследовательских работ учащихся и увеличение результативности участия в научно-практических конференциях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
Заседание 1 Приглашенные специалисты: Королева Н. Д. – специалист МОУДОД ЦДТ Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Филиппова И. А. – научный консультант МОУ «СОШ 5 УИМ» Пелих О. В. – заместитель директора по ВР в МОУ «СОШ 5 УИМ»
Представление опыта работы учителя начальной школы МОУ «СОШ 5 УИМ» Королевой Е. В. «Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!» 1.Представление системы работы в 1 «а» классе ( уч. год) 2.Демонстрация исследовательских проектов учащихся 1 «а» класса 3.Просмотр видео – докладов учащихся на городской конференции
«Научно-исследовательская деятельность человека» по А.И.Савенкову) Общая характеристика исследовательского обучения Особенности исследовательского обучения Исследование и проектирование в современном образовании Основы теории исследовательского обучения Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы Требования к учителю Словарь понятий Рекомендуемая литература
Особенности исследовательского обучения главная задача учебных исследований – не столько приобщение детей к науке, сколько адаптация их к чрезвычайно динамичной, постоянно меняющейся среде обитания
Исследование и проектирование в современном образовании главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности
Основы теории исследовательского Принципы: ориентации на познавательные интересы учащегося; свободы выбора и ответственности за собственное обучение; опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации; сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения; использования авторских программ
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях
Требования к учителю Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для них форме. Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей. Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления. Быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска. Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований. Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений. Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам. Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования. Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме. Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.
Научно-методическое и информационное сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся
Журнал «Исследовательская работа школьников» (2002 – 2008)
Библиотека журнала Индекс 39742
«Энциклопедии» ИДУ в стране
V-я конференция состоится в феврале 2011
Статистика заседания Информация об участниках ТГ Заполнение анкеты
Фотография заседания