Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Cтруктура проекта: 1.Вступление. О нашем проекте. 2. Православный Достоевский. 3. Роман «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои романа. 4. Библейские слова и выражения в романе. 5. Тайны имен. 6. Библейские числа в романе. 7. Соприкосновение сюжета романа с евангельскими мотивами. 8.Заключение. Выводы. 9.Приложения.
«Читать Достоевского это хотя сладостная, но утомительная, тяжёлая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений». Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души».
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты(…). Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием» Ф.Достоевский
Известный литературовед, богослов Михаил Михайлович Дунаев. «Вне Православия Достоевский постигнут быть не может, всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей маломысленна…»
Роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1866 году в январском выпуске «Русского вестника» Главный герой романа Раскольников
Главный герой романа - Родион Раскольников «Родион и старуха- процентщица» Д.Шемякин «Раскольников» И.Глазунов «Раскольников» Шмаринов Д. А.
«Соня Мармеладова» Д.Шмаринов Соня Мармеладова – любимая героиня Ф.М. Достоевского
Тайны имён в романе. «Слог это, так сказать, внешняя одежда; мысль это тело, скрывающееся под одеждой». Ф.М.Достоевский
Родион – розовый(греч.), бутон, зародыш Роман – крепкий(греч.) Раскольников Родион Романович
И.Глазунов Софья Семеновна Мармеладова Софья – мудрость(греч.) Семен – Бога слышащий (евр.)
Значение чисел в романе «Сквозь букву проникай во внутреннее!» Св. Григорий Богослов
Крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа (от Матфея 28:19). Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего (в Откровении 1:8). Три области Вселенной: небо, земля и преисподняя (от Иоанна). Отречение апостола Петра повторилось трижды (от Марка).
детей у Катерины Ивановны копейки отдает за письмо для Раскольникова Настасья встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем 3
4 рукава реки, вытекающей из Эдема. (из Бытия 2:10 сл.). У Иезекииля Новый Иерусалим был квадратным. Небесный Ковчег у Иезекииля (гл.1) несут 4 символичных животных. (в книге пророка Иезекииля). 4 угла, или «рога», алтаря. 4 Евангелиста.
этажа было в конторе дня в бреду был Раскольников этаж, на котором находилась квартира старухи-процентщицы дня спустя после болезни он пришел к Соне 4
Золотой семисвечник в Иерусалиме
По семь пар из чистых животных должно было взять в ковчег. (из Бытия 7:2) Христос избирает 70 апостолов. (от Луки 10:1) История творения в Бытие 1-ом завершается 7-м днем покоя. Большие праздники отмечались в течение 7-ми дней.
Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Убийство совершается в семь часов вечера(«…Семой час…») Первые две части состоят из семи глав каждая Семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи 7
Библейские слова и выражения в романе «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» Ф.М. Достоевский
Литургика – раздел теологии, изучающий термины церковного богослужения.
1. Исповедь, причастие – таинство. 2. Лития, панихида, отпевание – заупокойные песнопения. 3. Вечерня – вечернее богослужение.
Экзегетика – наука о толковании библейских текстов.
«…Содом –с, безобразнейший…гм…да…»(слова Мармеладова) «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» (из слов Мармеладова) «…сыграть свадьбу в теперешний же мясоед… тотчас же после Госпожинок…» (из письма Пульхерии Раскольниковой сыну) «На Голгофу-то тяжело всходить…» (из размышлений Раскольникова) «…два креста: кипарисный и медный» «Она,без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами… а в четвёртом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями…» (Свидригайлов о Дуне)
Соприкосновение сюжета романа с библейскими мотивами Икона Явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении «Постоянно читающий божественные Писания(в простоте сердца) и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкования, как бы корнями впитывает великую пользу». Св.Иоанн Златоуст
Воскрешение Лазаря Икона «Воскрешение Лазаря»
Притча о блудном сыне «Возвращение блудного сына» Бартоломео
Заключение - Вне православия нельзя постигнуть творения писателя. - Без религии жизнь человека бессмысленна и невозможна. - В романе показано, как вера дает возможность человеку решать нравственные проблемы. - Автор вводит библейские слова и образы, которые в романе становятся символами- ориентирами для читателя.