РЕЛЬЕФЫ, СТАТУИ И РОСПИСИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ученика 7 «Б» класса МБОУ «СОШ 48» г. Владивостока Нарнова Семёна
1. Скульптура Древнего Египта. 2. Основные правила для скульптуры. 3. Фигурки работников и животных. 4. Древнеегипетский канон изображения человека. 5. Звери, рыбы и птицы в росписи. 6. Цветовая гамма росписей. 7. Как наносили росписи. 8. Рельефы в Древнем Египте. 9. Статуи сфинксов. 10. Статуи фараонов. 11. Бюст Нефертити. 12. Статуэтки кошек. 13. Анубис. 14. Остраконы. 15. Образцы росписи. 16. Образцы рельефов. 17. Источники.
Скульптура Древнего Египта имела, в основном, ритуальное назначение и была связана с культом мёртвых. Скульптура была частью храмов и гробниц. Египтяне верили в вечную жизнь и бессмертную душу, но для этого было необходимо сохранить тело и внутренние органы нетленными. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. В скульптуре (как и в живописи), существовали особые каноны. Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении более двух тысячелетий. Канопы для хранения мумифицированных внутренних органов
- симметрия и фронтальность в построении фигур; - чёткость и спокойствие поз. Эти черты облика статуй были обусловлены их расположением у стены или в нише. -прямая постановка головы; -наличие некоторых атрибутов власти или профессии. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Сидящий писец гг. до н.э.
Обязательна была определённая раскраска статуй. Мужские тела была кирпичного цвета, женские - жёлтого, волосы - чёрного. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй - преувеличенно мощные, развитые. Почти все линии статуй параллельны или находятся под прямым углом; сидячая скульптура была квадратной. Ноги прямые, спина и шея негнущиеся; никогда не встречается поворота туловища или головы; всё тело выпрямлено, мышцы навсегда застыли. Но в некоторых случаях лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Царевич Рахотеп и его жена Нофрет. Древнее Царство.4 династия. Некрополь в Мейдуме
Помимо статуй умерших в гробницу помещали фигурки работников, которые должны были обеспечить загробное существование умершего. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Гарцующий конь
- Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; - ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; - жена – ниже плеча мужа; - детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; -если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.
Звери, рыбы и птицы изображаются реалистично. Они не стоят на месте, египетские художники передали их движение с большим мастерством. При желании можно даже определить вид животных. Остраконы – роспись на сколах камня (обычно известняка), а также – на обломках керамики. Остраконы (рисунок на известняке)
Цветовая гамма у древних египтян была ограничена, так как они употребляли краски природного происхождения, которые не смешивали между собой, а наносили в «чистом» виде на сухую подготовленную поверхность. Цветовая палитра росписей на остраконах по сравнению с росписями на стенах сдержаннее. Большинство из них исполнено кирпично-красной или чёрной краской, либо в традиционной гамме цветов: чёрного (серого), красного, оранжевого, жёлтого (золотистого), коричневого, зелёного (преимущественно светлого), бирюзового и иногда белого. Голубая краска применялась реже.
Стена зачищалась, покрывалась слоем штукатурки, затем кистью наносили жидкий раствор гипса. При помощи верёвки, окрашенной красной краской, на стене чертили сетку, по которой наносили контуры фигуры. Готовую роспись покрывали лаком. Египетские мастера пользовались натуральными минеральными красителями.
Рельеф – один из видов скульптуры. Подразделяется на типы: - выпуклый рельеф; - углублённый рельеф; - рельеф с врезанным контуром. Иногда все типы рельефов соседствуют в одной композиции. Рельефы и росписи подчинялись одним и тем же художественным канонам. Со времён Древнего Царства большое распространение получили раскрашенные рельефы.
Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов и зданий, саркофаги, чаши, ларцы и многое другое.
Большой сфинкс в Гизе. 26 в. до н.э. Монолитная известковая скала. Пирамидный комплекс фараона Хефрена. Сфинкс 73 м в длину и 20 м в высоту. Сфинкс - мифическое существо, обычно изображавшееся с телом льва и головой человека.
Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Алебастр. 15 в. до н.э.
Статуя фараона Аменемхета III, середина- конец 19 в. до н. э. Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). 14 в. до н. э.
Бюст Нефертити. Ок гг. до н.э. Известняк.
Кошка считалась священным животным богини Баст. На шее многих кошек надета цепь, на которой свешивается вниз украшение в виде священного глаза, на темени – изображение скарабея.
Культовые животные были очень распространены в Древнем Египте. В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса. Он сопровождал покойника в загробное царство, руководил обрядом мумификации. Шакал Анубис изображен лежащим с вытянутыми лапами, шерсть его окрашена в чёрный цвет, на шее - лента.
Акробатка, делающая мостик. Рисунок кистью на известняке. Фивы. Новое Царство. Ок.1300 г. до н.э. Остракон с изображением кошки, павиана и птицы. Рисунок кистью на известняке. Фивы. Новое Царство. Ок.1300 г. до. н.э. Профиль фараона. Рисунок кистью на известняке. Новое Царство. Около XII в. до н. э. Египтянка в лодке. Около XI в. до н.э.
Сцена пира. Роспись гробницы в Фивах. Конец 15 в. до н. э. Сцена охоты. Роспись из гробницы Небамуна.14 в. до н.э.
Рельеф с крышки ларца из гробницы Тутанхамона. Сер. 14 в. до н. э. Рельеф из гробницы Саккара. Фрагмент. Сер. 3-го тыс. до н.э. Древнее Царство. В рельефах и настенных росписях Древнего Царства прочно утвердился мотив шествия, где фигуры движутся одна за другой по фризу.
Вельможа Каапер («Сельский староста») club.narod.ru/tvorchestvo/Alexey_Drujinin/istoriya_kultuty _disk_Rus/Egypet/Egypet_Jivopis_Skulptura/jivopis_i_sku lptura.htm html 5. go_egipta/ 6. rticle_13. htm 7. shtml html 10.