Стили речи книжный научный художественный официально- деловой публицистический разговорный
Особенности разговорного стиля Сложился в городской среде, имеет принципиальные отличия от литературного языка, являясь его частью. Это неподготовленная речь в условиях свободного общения. Стиль может быть представлен в устной и письменной форме (реплики в пьесах, диалоги в художественных произведениях и т.д.). Наличие разговорной лексики. Частое использование неполных предложений.
Разговорный стиль Особые признаки: Отсутствие подготовленности. Непосредственность и непринужденность речевого общения. Экспрессивная окраска. Закон «упрощения языковых средств», т.е. закон языковой экономии. Основные функции В устной форме – средство общения. В художественной литературе – воплощение авторского замысла.
Основные функции разговорного стиля в художественных произведениях Создание словесного портрета. Воссоздание быта той или иной социальной среды. Создание комического эффекта (при столкновении с элементами книжной речи). Средство стилизации.
1. Создание словесного портрета Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится! Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. (монолог Осипа из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
2. Воссоздание быта той или иной социальной среды -Это ты чей же будешь? -Кошевой. -Акимкин сын? -Как бы ни звали и какой бы ни был, тебя это не касаемо. Почему, говорю, за Дон не уехал? -Не схотел, того и не уехал. А ты что же это? В анчихристовы слуги подался? Красное звезда на шапку навесил? Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то хуторных? (разговор Кошевого и деда Гришака из произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон»
3. Создание комического эффекта Ваше высокоблагородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей… (А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»)