Методическая разработка (литература, 11 класс) на тему: Урок по Виктору Астафьеву по повести "Царь-рыба"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИКТОР АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ- РЫБА». ИГНАТЬИЧ - главный герой новеллы Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за.
Advertisements

Виктор Петрович Астафьев( ). -Он же российский и советский писатель, Герой Социалистическо го Труда, лауреат двух Государственных премий СССР.
- 1мая ноября 2001 советский советскийсоветский и русский писатель.
Виртуальный музей «Великие люди Сибири». Виртуальный музей (вебсайт-музей) тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные.
Презентацию подготовила ученица 4 «Б» класса ГОУ СОШ 2031 Дозморова Евгения.
В повести В. Астафьева «Царь –рыба». Виктор Астафьев талантливый мастер, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. Уже с первых шагов на литературном.
Выполнила Калинина Александра. Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и.
МКОУ Городокская СОШ 2 Астафьевские чтения. Зачем и как читать книги? « В книге ищи не буквы, а мысли ». Пословица « Книга учит даже тогда, когда вы этого.
«Бабушкин пряник – светлая радость детства» По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой »
В.П.Астафьев Родился 2 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края.
Виктор Петрович Астафьев русский писатель. Книги В.П. Астафьева.
В.П. Астафьев. Детские годы. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924г. в с. Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. Мать – Лидия Ильинична,
Виктор Петрович Астафьев Биография писателя (составила: Диденко И. В.)
Виктор Петрович Астафьев Рассказ «Царь - рыба». Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны.
В.П. Астафьев Рождённый Сибирью. Биографический этюд по произведениям писателя.
В.П.Астафьев ( ). Детство писателя Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска,
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» учитель Веденяпина Ольга Геннадьевна МБОУ СОШ 83.
МОУ "Янтиковская СОШ" Неофитова Елена Виктор Петрович Астафьев.
Виктор Петрович АСТАФЬЕВ ( ). Деревня овсянка под красноярском.
«Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» 1.
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы Левшиной И. А.

Виктор Петрович Астафьев ( ) Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка ( ныне Красноярский край ) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой « вредительство ». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии « Последний поклон ».

Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро ». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале « Смена ». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник « Конь с розовой гривой ». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы - « Царь - рыба »

Игнатьич главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает « ладно » и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится « сраму », который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь - рыбой. Рыба походила на « доисторического ящера », « глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего - то таили в себе ». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних « козявках » и « вьюнцах », он с удивлением называет его « загадкой природы ». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь - рыбу, что - то « зловещее » показалось ему в ней, и позже понял, что « одному не совладать с этаким чудищем ». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность : « Делить осетра ?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих ?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время « жадность он почел азартом », а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. « А - а, была не была ! подумал главный герой новеллы. Царь - рыба попадается раз в жизни, да и то не « всякому Якову ». Отбросив сомнения, « удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь - рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. « Реки царь и всей природы царь на одной ловушке », пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр « не по руке ему ». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но « из - за этакой гады забылся в человеке человек ». Игнатьич и царь - рыба « повязались одной долей ». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. « Ну что тебе !.. Я брата жду, а ты кого ?» молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит : « Бра - ате - ельни - и - и - ик !..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба « плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом ». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял : осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков : « А если у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество не вяжитесь с царью - рыбой, попадется коды отпушшайте сразу ». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич ? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь - рыбой наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит : « Господи ! Да разведи ты нас ! Отпусти эту тварь на волю ! Не по руке она мне !» Он просит прощения у девушки, которую когда - то обидел : « Прос - сти - итееее … её - еээээ … Гла - а - аша - а - а, прости - и - и ». После этого царь - рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле « десятки смертельных уд ». Игнатьичу сразу становится легче : телу оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Каково значение слов « ЧЕЛОВЕК » « ПРИРОДА » « ДУША » ДУХОВНЫЙ » ДУХОВНОСТЬ » Что общего между ними ? Что говорит В. Астафьев о браконьерах ?

ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА - ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Публикация глав « Царь - рыбы » в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы « Норильцы », опубликовал ее в 1990 году под названием « Не хватает сердца ». Полностью « Царь - рыба » была опубликована только в 1993 году.

Что говорит В. Астафьев о браконьерах ? Почему так много внимания уделял им ?

В чем смысл показа судьбы этого героя ?

Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству ?

Что вы заметили в отношении автора к своим героям ?

ВМЕШИВАЯСЬ В ЖИЗНЬ ПРИРОДЫ, НАРУШАЯ ЭКОЛОГИЮ, ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ НРАВСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГАРМОНИЯ ОТНОШЕНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ СОХРАНЕНА ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ОПЫТУ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖА В « ЦАРЬ - РЫБЕ » Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок ! Чтоб он смог " причесать " свои мысли, Чтоб хранил его и берег.