ПОДГОТОВКА К ОГЭ (ЧАСТИ А,В,С) АВТОР: ИВАННИКОВА В. И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ЛИЦЕЯ 8 Г. СТАВРОПОЛЯ
СЛОВАРЬ Картин…ый, былин…ый, старин…ый, диковин…ый, подлин…ый, растр…вать, продал…вать, затм…вать (А7)
1. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА СЛОВА, ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ В КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ: «В ПРИСТАВКАХ НА –З И –С ПЕРЕД ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ ПИШЕТСЯ З». (А 5) 2. НАЙДИТЕ И ВЫПИШИТЕ КОРЕНЬ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (А6) Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ЗАМЕНИТЕ ДРУГИМ ВИДОМ СВЯЗИ (В2) в тумане утра вершины гор бесчисленное стадо Смотреть беспощадно западных гор без погонял презрения
В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ОБЪЯСНИТЕ ВСЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. (В4,5,7,8,9) Кругом,(1) теряясь в золотом тумане утра, (2) теснились вершины гор, (3) как бесчисленное стадо, (4) и Эльбрус на юге вставал белою громадой, (5) замыкая цепь льдистых вершин, (6) между которых уж бродили волокнистые облака, (7) набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, (8) голова чуть-чуть у меня не закружилась: (9) там, (10) внизу, (11) казалось темно и холодно, (12) как в гробе; (13) мшистые зубцы скал, (14) сброшенных грозою и временем, (15) ожидали своей добычи.
1,2 – ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО; 3 – СРАВ. ОБОРОТ; 4 – ССП; 5 - ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО; 6 – СПП; 7 – ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ; 8,9 – БСП; 10,11 – УТОЧНЕНИЕ; 12 – СРАВ. ОБОРОТ; 13 – БСП; 14,15 - ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Кругом,(1) теряясь в золотом тумане утра, (2) теснились вершины гор, (3) как бесчисленное стадо, (4)и Эльбрус на юге вставал белою громадой, (5) замыкая цепь льдистых вершин, (6) между которых уж бродили волокнистые облака, (7) набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, (8) голова чуть-чуть у меня не закружилась: (9) там, (10) внизу, (11) казалось темно и холодно, (12) как в гробе; (13) мшистые зубцы скал, (14) сброшенных грозою и временем, (15) ожидали своей добычи.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД СВЯЗИ В СПП (ОДНОРОДНАЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ) (В 3, 8) Это письмо будет вместе прощанием и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит.
КОГДА СТАВИШЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТУЮ ЭТО КАК БУДТО ЗАБОРЧИКОМ ОТДЕЛЯЕШЬ ОДНУ ЧАСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ДРУГОЙ… ГРАНИК Г. (ЧАСТЬ С) СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕЗИС К СОЧИНЕНИЮ Английский король Эдуард II (XIII век) восстановил против себя непосильными налогами подданных. Против него возник заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. Король был низложен и заключён в замок, в котором провёл 8 месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Всё зависело от того, как прочитать текст. Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая. Как расставили запятые тюремщики? Как можно расставить запятые? Как он уехал? На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.
ЗАМЕНИТЕ РАЗГОВОРНЫЕ СЛОВА СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМИ (В 1) Я взошел в лачужку. …- говори, куда ты ночью таскался с узлом, а? …дела пошли худо, он меня больше не увидит…
НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЭПИТЕТ, СРАВНЕНИЕ, МЕТАФОРУ И ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. (А3) Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Словарь 2. Повторить теорию БСП; Н и НН в разных частях речи 3. Списать текст (один лист)