Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным. Цели урока: научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену; закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений с указанными придаточными; пробудить у учащихся осознанный интерес к родной литературе.
1. Изучив в школьные годы « Горе от ума », « Евгения Онегина », мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам известны.2. Очень опасное заблуждение. 3. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. 4. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. 5. Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 6. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения ! 7. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными. 8. Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание. 9. Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру. ( По И. Доризо ).
Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о герое комедии А. Грибоедова « Горе от ума » Чацком. Я считаю, что … Меня привлекает в нем то, что … Мне кажется, что … Мне нравится, что …
А 1,2 ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА А 3 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ А 5,6 ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА А 7 ЗНАНИЕ ИВС А 4, В 1 СИНОНИМЫ В 2 ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВА В 3 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК В 4 Н - НН в разных частях речи В 5, 10,11 ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 6 ССП В 7 СПП В 8 ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В 9,12 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 13 БСП В 14 НЕСКОЛЬКО ПРИДАТОЧНЫХ В СП
Домашнее задание. П.9,10,11, повторить правописание Н - НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях ; индивидуальные задания по группам : 1) Написать сочинение - рассуждение на тему « Роль СП тексте »; 2) Найти и выписать из произведения М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени » СПП с придаточными определительными и изъяснительными, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы.