Жизнь и творчество Н. Гумилева ЧАСТЬ 1
Hиколай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кpонштадте, в семье корабельного врача. И хотя уже через несколько лет отец вышел в отставку и увез семью в Цаpское Село, впечатления раннего детства, связанные с морем, кораблями, капитанами, мечты о плаваниях в дальние страны, зародившиеся тогда, остались с поэтом и передались его героям
В имении Гумилевых
В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо реагировал на шум. Со слов Анны Ахматовой («Труды и дни Н. Гумилева», т. II) своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет. [4]первое четверостишие [4] В Царскосельскую гимназию он поступил осенью 1894 года, однако проучившись всего лишь несколько месяцев, из-за болезни перешёл на домашнее обучение. [5]Царскосельскую гимназию [5] Осенью 1895 года Гумилёвы переехали из Царского Села в Петербург, наняли квартиру в доме Шамина на углу Дегтярной и 3-й Рождественской улиц и в следующем году Николай Гумилёв стал учиться в гимназии Гуревича. В 1900 году у старшего брата Дмитрия ( ) обнаружился туберкулез, и Гумилёвы уехали на Кавказ, в Тифлис. В связи с переездом Гумилёв поступил второй раз в IV класс, во 2-ю Тифлисскую гимназию, но через полгода, 5 января 1901 года, был переведён в 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию. [4] Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»Дегтярной 3-й Рождественской улиц гимназии Гуревича Тифлис 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию [4]
В 1903 году Гумилёвы возвратились в Царское Село и Н. Гумилёв в 1903 году вновь поступил в VII класс Царскосельской гимназии. Учился он плохо и однажды даже был на грани отчисления, но директор гимназии И. Ф. Анненский настоял на том, чтобы оставить ученика на второй год: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи». Весной 1906 года Николай Гумилёв всё-таки сдал выпускные экзамены и 30 мая получил аттестат зрелости за 544, в котором значилась единственная пятерка по логике.Царское Село Царскосельской гимназииИ. Ф. Анненский
В 1903 г. Гумилев поступил в седьмой класс Hиколаевской мужской гимназии.
С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе, изучал живопись и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В Сорбонне Гумилёв познакомился с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Эта мимолётная встреча через несколько лет сыграла роковую роль в судьбе поэта.1906 года ПарижеИталииА. Ахматова БрюсовымЕлизаветой Дмитриевой
В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы». На деньги, полученные за сборник, а также на скопленные средства родителей, он отправляется во второе путешествие.1908 году Романтические цветы Прибыл в Синоп, где 4 дня пришлось стоять на карантине, оттуда в Стамбул. После Турции Гумилёв посетил Грецию, затем отправился в Египет, где и посетил Эзбикие. В Каире у путешественника неожиданно кончились деньги, и он вынужден был поехать обратно. 29 ноября [уточнить] он вновь был в Петербурге.Синоп СтамбулГрецию Египетуточнить Николай Гумилёв не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт- Петербурге богатейшую коллекцию.Африки Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру)Санкт- Петербурге
В 1911 году написана пьеса-импровизация в стихах из жизни Испании XIII века - "Любовь-отравительница", пародия на дурную историческую литеpатуpу. К кружку "Аполлона" Гумилев принадлежал с первого редакционного собрания 9 мая 1909 года, а чуть позже там организовалось и Общество ревнителей художественного слова. В литеpатуpном объединении "Цех поэтов" главным из "синдиков"-вероучителей Гумилев тоже был с самого начала - с 1911 года (в 1913 году члены поэтического "цеха" стали называть себя акмеистами). Пеpвое опубликованное драматическое произведение Гумилева оказалось и первым поставленным на сцене. "Дон Жуан в Египте" играл петеpбуpжский Тpоицкий театр весной 1913 года.
Писал на фронте четыpехактную драматическую поэму "Гондoла", для завершения которой в 1916 году взял отпуск из 5-го Александрийского гусарского полка (перейдя туда из лейб-гвардии уланского) и отправился в Массандру. В 1916 году напечатана проза Гумилева "Афpиканская охота (Из путевого дневника)".
Вскоpе после февраля 1917 года, весной, он получил военную командировку в Салоники, пpобиpался туда через Швецию, Hоpвегию, Англию, Фpанцию, но в Паpиже застрял. Там и пpеpвалась его военная служба. В Россию вернулся в апреле 1918 года с пьесой "Отpавленная туника". Сpазу же вошел в работу Репеpтуаpной секции при Театpальном отделе Hаpкомпpосса, которая образовалась в марте 1918 года. Кpоме "Отpавленной туники" Гумилев дал секции исторических картин пьесу "Охота на носорога", двухактное представление по хронике Шекспиpа "Фальстаф", сценарий массового действия "Завоевание Мексики" и др.
Мемориальная доска в Калининграде 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян. 3 августа Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева Михаил Лозинский Николай Оцуп
Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков – трагедия нашего народа. Он погиб на взлете лет, еще не достигнув пушкинского возраста. Для нас он оставил уникальное наследие – свои стихи.
ЧАСТЬ 2 Любовь в жизни и творчестве Николая Гумилева Любовь в жизни и творчестве Николая Гумилева
Встреча Гумилева с Анной Горенко послужила для него причиной огромного душевного страдания. Однако именно Анна стала для него на несколько лет источником вдохновения. Именно ее образ, её поступки диктовали Гумилеву то светлые и радостные, то печальные и горькие, но в обоих случаях бессмертные строки в его творчестве.
Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: «она», И вновь душа пьяна и сметена О тебе, о тебе, о тебе! Ничего, ничего обо мне! В человеческой темной судьбе Ты крылатый призыв к вышине.
В раннем поэтическом творчестве Ани была целая кипа стихов посвященных Коле Гумилеву, которые потом она уничтожила. Позднее она вспоминала эти строки. «В ремешках пенал и книги были, Возвращалась я домой из школы. Эти липы, верно, не забыли Нашу встречу, мальчик мой веселый. Только ставши лебедем надменным, Изменился старый лебеденок. А на жизнь мою лучом нетленным Грусть легла, и голос мой не звонок».
В душе Анны Горенко происходят, какие-то непонятные коллизии. В письмах к друзьям она то насмехается над Гумилевым, то пишет, что готова выйти за него замуж, то признается в своей страстной любви к нему, о чем, конечно, ничего не сообщает Гумилеву. Однако, когда, в начале мая 1907 года Гумилев приезжает в Россию, она снова отказывается выйти за него замуж
Летом 1907 года в Севастополе Гумилев уже в третий раз делает предложение Горенко, но снова получает отказ. Он возвращается во Францию. Страдая от неразделенной любви и от ревности к неведомому сопернику, он трижды предпринимает попытки покончить с собой. Но, к счастью, неудачно.
«Узнав от брата о попытках Гумилева покончить с собой, она смягчается и посылает ему телеграмму, в которой он должен понять, что у него ещё остались шансы на взаимные чувства. 20 апреля 1908 года Гумилев снова приезжает в Севастополь увидеться с Аней, но девушка продолжает свою коварную политику нерешительного отказа, несогласия на брак». Узнав, что у неё появилась соперница, Горенко меняет свое поведение, прекращает шестилетнюю игру и дает согласие на брак.
Я взял не жену, а колдунью. Я думал забавницу, Гадал своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь морщится, Обнимешь топорщится, А выйдет луна затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, и хочет топиться.
Бракосочетание состоялось 25 апреля 1910 года, в маленькой Никольской церкви Черниговской губернии. Затем молодые поехали провести свой медовый месяц в Париж. Во время этого путешествия Гумилев осознал, как они далеки друг от друга. Гумилев в душе был путешественником, а его жена путешествия ненавидела и не позволяла мужу о них говорить. Гумилев начал воспитывать поэтический вкус жены. Она самодовольно спорила с ним, но потом, действительно уничтожила все, что было написано ею ранее. Под влиянием мужа она выросла в знаменитую поэтессу Анну Ахматову.
ЧАСТЬ 3 Женские образы в лирике Гумилева. Женские образы в лирике Гумилева.
Вяч.Вс.Иванов говорит, имея в виду именно женский образ, о приближенности поэзии Гумилева к балаковской традиции: «В канцонах и примыкающих к ним по образности и теме стихотворениях Гумилев ближе всего к традиции Блока; он, по сути, приближается к воспеванию не просто женщины, а Дантовской Беатриче, Вечной женственности... [о стихотворении Я сам над собой надсмеялся»] Вяч.Вс.Иванов говорит, имея в виду именно женский образ, о приближенности поэзии Гумилева к балаковской традиции: «В канцонах и примыкающих к ним по образности и теме стихотворениях Гумилев ближе всего к традиции Блока; он, по сути, приближается к воспеванию не просто женщины, а Дантовской Беатриче, Вечной женственности... [о стихотворении Я сам над собой надсмеялся»]
Женский образ у Гумилева основан именно на глубоком осмыслении бытия, и его «смысловая глубина» для автора образа заложена в реальности. Женский образ у Гумилева основан именно на глубоком осмыслении бытия, и его «смысловая глубина» для автора образа заложена в реальности.
Женский образ включает образ лирического героя в систему отношений «поэт земной человек» «принадлежащая высшему миру женщина». Женский образ включает образ лирического героя в систему отношений «поэт земной человек» «принадлежащая высшему миру женщина». И строки говорят о значимости героини в судьбе человечества и мира: И строки говорят о значимости героини в судьбе человечества и мира: И когда золотой серафим Протрубит, что исполнился срок, Мы поднимем тогда перед ним, Как защиту, твой белый платок…
Последняя часть стихотворения «Канцона третья» посвящена образу женщины, одновременно принадлежащей к высшему миру: Тогда я воскликну: «Где же Ты, созданная из огня? Ты видишь, взоры все те же, Все та же песнь у меня!..» и тесно психологически связанной с лирическим героем: Делюсь я с тобою властью, Слуга твоей красоты, За то, что полное счастье, Последнее счастье ты!
Я знаю веселые сказки таинственных стран, Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты слышать не хочешь чего-нибудь, кроме дождя. ( «Жираф») Лирический герой оказывается бессилен перед миром женщины, не только она не слышит, о чем он говорит, но и ему непонятны ее переживания. Женщина тоньше и глубже его.
Мир женщины обладает ценностью, непонятной герою, он остается для него закрытым пространством, недоступной загадкой. «Тайное» оказывается принадлежащим не романтизированному пространству далеких стран, а именно миру героини.
Для поэзии Гумилева характерно отрицание мира тайны и одновременное понимание истинности, притягательности и недоступности этого мира. Лирический герой, как правило, находится за пределами «тайного» мира. Этот непостижимый и закрытый от героя мир связан с женским образом. Как правило, именно она, а не он причастна тайне.
Осмысление женского образа как чего- то серьезного и настоящего и одновременно игрушечного, ненастоящего, характерно для разных стихотворений. В полутемном строгом зале Пели скрипки, вы плясали, Группы бабочек и лилий На шелку зеленоватом Как живые говорили С электрическим закатом. И ложилась тень акаций На полотна декораций («Сада-Якко»)
В более позднем стихотворении «Китайская девушка» мир героини подчеркнуто ограничен, отделен от остального мира, который ей недоступен: Голубая беседка Посредине реки, Как плетеная клетка, Где живут мотыльки. Пространство, в котором живет девушка, наполнено предметами, имитирующими настоящее, живое: У меня же в темнице Куст фарфоровых роз, Металлической птицы Блещет золотом хвост.
В стихотворении»Отказ» женщина предстает перед нами в образе царицы: Она наклонялась над сонно- вздыхающим морем, И стан ее, стройный и гибкий, казался так тонок, Он тайно стремился навстречу серебряным зорям. Сбегающий сумрак. Какая-то крикнула птица, И вот перед ней замелькали на влаге дельфины. Чтоб плыть к бирюзовым владеньям влюбленного принца, Они предлагали свои глянцевитые спины.
Вывод: Лирический герой и героиня у Гумилева, как правило, находятся в разных мирах, принадлежат к разным бытийным пространствам. При этом «ценным» оказывается именно пространство героя, а не героини. Граница между настоящим и ненастоящим нередко проведена довольно четко это живая боль. Боль или горе часто осознаются автором как критерии живой жизни.
Литература: Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка // Гумилев Н.С. Лирика. Минск, 1999, С. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст семиосфера история. М., 1999 Гумилев Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Письма о русской поэзии. М., 1991 Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. СПб, 2000 Электронные источники: