Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Презентация к уроку "Свободоолюбивая лирика А. Пушкина"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Эволюция темы вольности и свободы «Вольность» абстрактное изложение политических учений. «Вольность»
Advertisements

Ода «Вольность» Стихотворение «Деревня» Стихотворение «К Чаадаеву»
«Свобода» для А.С.Пушкина – это не просто слово из словаря, это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя. Свобода – высшее общественное благо.
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина Самостоянье человека – залог величия его. А.С. Пушкин Королева Ольга Олеговна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ.
Свободолюбивая лирика … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Презентация на тему: Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Ученицы 9 класса «В» средней школы 5 Тюменцевой Анастасии.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
1.Дата рождения 2.Родители Пушкина 3.Африканский прадед 4.Дядя-поэт 5.Год поступления в лицей 6.Друзья-лицеисты 7.Дата публичного экзамена 8.Дата вступления.
СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Темы и мотивы в лирике. Основное содержание лирического произведения – передача чувства, настроения, мысли; изображение внутренней жизни людей; жизнь.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Улётовская средняя общеобразовательная школа с. Улёты Тренажёр по литературе «Лирика А.С. Пушкина» урок литературы,
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Пушкин обращается в своём стихотворении-письме.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
А. С. ПУШКИН Лирика. 1.В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина? а)«Московские Ведомости» б)«Полярная звезда» в)«Колокол»
Транксрипт:

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина Ц Урок – лекция с элементами беседы И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? А.С. Пушкин

Цель урока: Познакомиться с вольнолюбивыми произведениями А. Пушкина и их особенностями.

ДОМА 1. Устно - тема свободы: слайды 1, 2, 4, 5, 9 или 1, 2, 8, Наизусть – на выбор стихотворения: «Во глубине сибирских руд», «К Чаадаеву». 3. Карточки: 1. Свобода в понимании Пушкина. 2. Стр – Причины кризиса Пушкина и источники надежды.

1. Свобода для А. Пушкина Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода – основа дружбы Свобода – условие творчества Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.

2. Вольнолюбивая лирика Пушкина 1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Деревня» 1821 – «Кинжал» 1822 – «Узник» 1823 – «Птичка» 1827 – «Арион» 1828 – «Анчар»

3. Ода «Вольность» Что такое ОДА? В стихотворении поэт смотрит на мир, как пристрастный странник Скорбит и негодует Нет свободы, вольности, а следовательно, радости, счастья, красоты и блага. - Докажите, что это ода. ПЕРИФРАЗА - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный злодей»троп -Найдите примеры еще.

Ода «Вольность» - Что стало предметом описания в оде? - Найдите строки, отражающие идею оды. - Каково настроение лирического героя? Поэт – противник насилия. Прославляя Закон, он с негодованием пишет о тиранах, в них он видит источник несвободы, «ужас мира», «стыд природы». Пушкин желает, чтобы мир услышал его голос и жил по Закону.

4. Стихотворение «Деревня» Предмет изображения ? Крепостничество. Место, изображаемое автором? Деревня. Какие эпитеты для ее изображения использует Пушкин? (Риторическое обращение). Стихотворение делится на три части. Какие? 1 часть – дань сентиментализму. Почему? Почему эту часть можно назвать идиллией? Найдите описание природы. Есть ли в ней ощущение свободы? 2 часть – публицистическое звучание. С какой целью? Что собой представляет 3 часть? Какой композиционный прием использует Пушкин в стихотворении? Прием контраста. Метафоры «барство дикое», «рабство тощее»

5. Стихотворение «Деревня» В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? «Вольность» – общее понимание свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян. Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения? Вывод: поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.

Русский философ (по собственной оценке «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.В создает своё главное произведение «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии [1]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев объявлен сумасшедшим.русский философ публицист Философические письма Телескоп 1836 году России [1]

6.«К Чаадаеву» Личный, интимный характер стихотворения. Чаадаев – друг Пушкина, единомышленник, к которому Пушкин обращается, они связаны и узами дружбы, и общей целью. На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части? Как понимается свобода в этом стихотворении? Жанр – послание. Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.

7.«Птичка», «Узник». Почему мотив свободы связан с образами птиц? Почему в стихотворениях речь идет о личной свободе? Записать мнение: как раскрывается тема свободы 1 вариант – в стихотворении «Узник»; 2 вариант – в стихотворении «Птичка».

8.«Анчар», «Во глубине сибирских руд» -Философская притча. Как понимаете термин? -Композиционный прием – контраст. Докажите. -Сколько частей в стихотворении? -Владыка – раб (какими показаны) -Авторское отношение к ним. -Как легенда о дереве связана с темой свободы? _________________________________ 1. Послание декабристам на каторгу. 2. Гражданская тема верности идеалам юности. 3. Жанр – дружеское послание. 4. Средства выразительности: метафоры, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллитерация («Р»), глаголы в будущем времени (почему)! 5. Возвращение «рыцарской чести» осужденным со стороны дворянства в целом – «и братья меч вам отдадут».

9. ВЫВОД Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию: - провозглашение отвлеченной вольности; - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью; - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»; - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.