Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина Ц Урок – лекция с элементами беседы И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? А.С. Пушкин
Цель урока: Познакомиться с вольнолюбивыми произведениями А. Пушкина и их особенностями.
ДОМА 1. Устно - тема свободы: слайды 1, 2, 4, 5, 9 или 1, 2, 8, Наизусть – на выбор стихотворения: «Во глубине сибирских руд», «К Чаадаеву». 3. Карточки: 1. Свобода в понимании Пушкина. 2. Стр – Причины кризиса Пушкина и источники надежды.
1. Свобода для А. Пушкина Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода – основа дружбы Свобода – условие творчества Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.
2. Вольнолюбивая лирика Пушкина 1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Деревня» 1821 – «Кинжал» 1822 – «Узник» 1823 – «Птичка» 1827 – «Арион» 1828 – «Анчар»
3. Ода «Вольность» Что такое ОДА? В стихотворении поэт смотрит на мир, как пристрастный странник Скорбит и негодует Нет свободы, вольности, а следовательно, радости, счастья, красоты и блага. - Докажите, что это ода. ПЕРИФРАЗА - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный злодей»троп -Найдите примеры еще.
Ода «Вольность» - Что стало предметом описания в оде? - Найдите строки, отражающие идею оды. - Каково настроение лирического героя? Поэт – противник насилия. Прославляя Закон, он с негодованием пишет о тиранах, в них он видит источник несвободы, «ужас мира», «стыд природы». Пушкин желает, чтобы мир услышал его голос и жил по Закону.
4. Стихотворение «Деревня» Предмет изображения ? Крепостничество. Место, изображаемое автором? Деревня. Какие эпитеты для ее изображения использует Пушкин? (Риторическое обращение). Стихотворение делится на три части. Какие? 1 часть – дань сентиментализму. Почему? Почему эту часть можно назвать идиллией? Найдите описание природы. Есть ли в ней ощущение свободы? 2 часть – публицистическое звучание. С какой целью? Что собой представляет 3 часть? Какой композиционный прием использует Пушкин в стихотворении? Прием контраста. Метафоры «барство дикое», «рабство тощее»
5. Стихотворение «Деревня» В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? «Вольность» – общее понимание свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян. Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения? Вывод: поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.
Русский философ (по собственной оценке «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.В создает своё главное произведение «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии [1]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев объявлен сумасшедшим.русский философ публицист Философические письма Телескоп 1836 году России [1]
6.«К Чаадаеву» Личный, интимный характер стихотворения. Чаадаев – друг Пушкина, единомышленник, к которому Пушкин обращается, они связаны и узами дружбы, и общей целью. На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части? Как понимается свобода в этом стихотворении? Жанр – послание. Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.
7.«Птичка», «Узник». Почему мотив свободы связан с образами птиц? Почему в стихотворениях речь идет о личной свободе? Записать мнение: как раскрывается тема свободы 1 вариант – в стихотворении «Узник»; 2 вариант – в стихотворении «Птичка».
8.«Анчар», «Во глубине сибирских руд» -Философская притча. Как понимаете термин? -Композиционный прием – контраст. Докажите. -Сколько частей в стихотворении? -Владыка – раб (какими показаны) -Авторское отношение к ним. -Как легенда о дереве связана с темой свободы? _________________________________ 1. Послание декабристам на каторгу. 2. Гражданская тема верности идеалам юности. 3. Жанр – дружеское послание. 4. Средства выразительности: метафоры, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллитерация («Р»), глаголы в будущем времени (почему)! 5. Возвращение «рыцарской чести» осужденным со стороны дворянства в целом – «и братья меч вам отдадут».
9. ВЫВОД Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию: - провозглашение отвлеченной вольности; - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью; - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»; - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.