Особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе) часть первая Автор презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 560 Санкт-Петербурга Васильева Марианна Анатольевна
Имажинизм (от фр. и англ. image образ) литературно- художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Орден заключал в себе два крыла: правое и левое. Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и Матвей Ройзман. Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, Николая Эрдмана, его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова. Те поэты, которые решили учиться у классиков, при этом, внося в стихи метафору, вступили в правое крыло во главе с Есениным, те, которые увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами, вступили в левое крыло под руководством Мариенгофа и Шершеневича. Орден заключал в себе два крыла: правое и левое. Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и Матвей Ройзман. Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, Николая Эрдмана, его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова. Те поэты, которые решили учиться у классиков, при этом, внося в стихи метафору, вступили в правое крыло во главе с Есениным, те, которые увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами, вступили в левое крыло под руководством Мариенгофа и Шершеневича. Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Александр Кусиков, Вадим Шершеневич. Москва, 1919 г.
Взгляды левого крыла вызывали возражения у Есенина. Против нападок на футуристов он не протестовал, но, естественно, не мог согласиться с такими строками декларации: «Тема, содержание - это слепая кишка искусства…» «Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейка из газет на картины…»
Однако, противоположные взгляды на поэзию, содержание и образ не мешали им долгое время жить дружно, хотя и яростно спорить друг с другом. Вот как описал в своих стихах А. Мариенгоф один из таких споров: Опять вино И нескончаемая лента Немеркнущих стихов. Есенин, с навыком степного пастуха Пасет столетья звонкой хворостиной. Чуть опаляя кровь и мозг, Жонглирует словами Шершеневич, И чудится, что меркнут канделябровые свечи, Когда взвивается ракетой парадокс. Под мариенгофским черным вымпелом На северный безгласный полюс Флот образов Сурово держит курс. И чопорен и строг словесный экипаж. Однако, противоположные взгляды на поэзию, содержание и образ не мешали им долгое время жить дружно, хотя и яростно спорить друг с другом. Вот как описал в своих стихах А. Мариенгоф один из таких споров: Опять вино И нескончаемая лента Немеркнущих стихов. Есенин, с навыком степного пастуха Пасет столетья звонкой хворостиной. Чуть опаляя кровь и мозг, Жонглирует словами Шершеневич, И чудится, что меркнут канделябровые свечи, Когда взвивается ракетой парадокс. Под мариенгофским черным вымпелом На северный безгласный полюс Флот образов Сурово держит курс. И чопорен и строг словесный экипаж. Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Иван Грузинов, Шеришевская.Фотография год
В гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников. Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
Вадим Габриэлевич Шершеневич (24 января (5 февраля) 1893, Казань 18 мая 1942,Барнаул) поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.
В 1919 Шершеневич один из главных основателей группы имажинистов. В 1918 публикует одно из самых значительных своих произведений любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского. Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов. Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, как и у ранних футуристов, бурлескные образы, сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов.С формальной точки зрения акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма. В 1919 Шершеневич один из главных основателей группы имажинистов. В 1918 публикует одно из самых значительных своих произведений любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского. Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов. Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, как и у ранних футуристов, бурлескные образы, сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов.С формальной точки зрения акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма.
Анатолий Борисович Мариенгоф Анатолий Борисович Мариенгоф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород 24 июня 1962, Ленинград) русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров.
Поэзия Мариенгофа-имажиниста глубоко пессимистична. Хотя «Стихами чванствую» и «Развратничаю с вдохновеньем», но наступает «Разочарование», и впору сделать «Руки галстуком». Так, определенным образом соединив названия некоторых поэтических сборников Мариенгофа , можно было бы определить миро- и жизнеощущение поэта в этот период, учитывая, разумеется, игровой, нарочито-эпатажный характер этих названий. Теоретик «ритмического стиха» и композитор А.Авраамов писал о поэзии Мариенгофа: «...вот он, преодоленный (не первозданный) хаос верлибра». По его мнению, для описания ритмического строя стихов Мариенгофа требуется отказ от обычной «метрической номенклатуры» и переход к более тонкой «номенклатуре музыкальной». «По самодовлеющей мощи архитектоники и захватывающему лиризму», полагал он, стихи Мариенгофа могут быть сравнимы с музыкой Баха. Есенину в качестве «музыкального аналога» назывался Гендель. С другой стороны, изощренный ритм стихов Мариенгофа зачастую сильно затрудняет их восприятие, вызывает ощущение хаотичности, некоего «сумбура вместо музыки». Поэзия Мариенгофа-имажиниста глубоко пессимистична. Хотя «Стихами чванствую» и «Развратничаю с вдохновеньем», но наступает «Разочарование», и впору сделать «Руки галстуком». Так, определенным образом соединив названия некоторых поэтических сборников Мариенгофа , можно было бы определить миро- и жизнеощущение поэта в этот период, учитывая, разумеется, игровой, нарочито-эпатажный характер этих названий. Теоретик «ритмического стиха» и композитор А.Авраамов писал о поэзии Мариенгофа: «...вот он, преодоленный (не первозданный) хаос верлибра». По его мнению, для описания ритмического строя стихов Мариенгофа требуется отказ от обычной «метрической номенклатуры» и переход к более тонкой «номенклатуре музыкальной». «По самодовлеющей мощи архитектоники и захватывающему лиризму», полагал он, стихи Мариенгофа могут быть сравнимы с музыкой Баха. Есенину в качестве «музыкального аналога» назывался Гендель. С другой стороны, изощренный ритм стихов Мариенгофа зачастую сильно затрудняет их восприятие, вызывает ощущение хаотичности, некоего «сумбура вместо музыки».
Нет никаких сомнений –Мариенгоф - друг Есенина. Более того, самая важная личность в жизни Есенина. Вражда поэтов была и, пожалуй, осталась общим местом «есенианы» определенного, почвеннического толка. Но есть куда больше оснований полагать, что дружба поэтов была предметом восхищения. О том, как они жили, как создавали «Эпоху Есенина и Мариенгофа» (название неизданного ими сборника), как ссорились и мирились, что вытворяли и как творили Мариенгоф однажды написал сам в «Романе без вранья». Нет никаких сомнений –Мариенгоф - друг Есенина. Более того, самая важная личность в жизни Есенина. Вражда поэтов была и, пожалуй, осталась общим местом «есенианы» определенного, почвеннического толка. Но есть куда больше оснований полагать, что дружба поэтов была предметом восхищения. О том, как они жили, как создавали «Эпоху Есенина и Мариенгофа» (название неизданного ими сборника), как ссорились и мирились, что вытворяли и как творили Мариенгоф однажды написал сам в «Романе без вранья».