Работу выполнили ученицы 6 класса МБОУ СОШ села М. Колодезь в селе В. Ломовец Камардина Мария и Меркулова Алина Руководитель: Палаева Л.А.
Мы занимаемся в кружке «Модульное оригами». На одном из первых занятий наш руководитель сказала о том, что при изготовлении модулей и сборке фигур нужна точность, как в математике. Давно смотрю влюбленными глазами На древнее искусство - Оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь нечего особенно мудрить, А нужно просто взять листок бумаги И постараться что-нибудь сложить.
Гипотеза: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Цель: установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики.
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.
Сейчас в оригами существует три основных течения. Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.
Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. В оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. При работе с прямоугольником и квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания прямоугольника и складывания из прямоугольника других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. А при чем здесь математика?
Чтобы сделать одну из таких работ, мы должны выполнить точный математический расчет. Надо знать, сколько нужно листов бумаги, и сколько времени мы потратим на всю работу? Вот здесь нам поможет математика.
Выполняя свою первую самостоятельную работу «Ромашка» к празднику «День матери», мы решили не тратить время на какие-то математические расчеты. В итоге мы сделали лишнее количество модулей (потратили время), допустили ошибку при сборке модулей (пришлось разбирать и собирать снова). Мы вспомнили слова нашего руководителя о том, что оригами тесно связано с математикой. И благодаря ее помощи, мы все же подготовили подарки мамам. Да! На ошибках учатся…
И уже для новой поделки мы произвели точный расчет. Например, для изготовления этого лебедя нам надо 660 модулей. Если лист разделить на 16 прямоугольников, то мы используем для этой роботы 41 лист формата А4. Его мы разрезаем на одинаковые прямоугольники, а из них делаем строго по схеме модули.
А когда мы решили принять участие в конкурсе «Вместо елки – новогодний букет», то сначала произвели математический расчет и все сделали правильно, красиво, а главное в срок. Наша елочка заняла на школьном конкурсе первое место.
Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, мы нашли несколько точек соприкосновения искусства оригами и математики. По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.
Наше пожелание всем, кого хоть немного заинтересовал наш проект. Чтобы познать искусство оригами И лучше математику постичь, К фантазии и знаниям прибавь ты Огромное желание творить! Терпение, старанье, аккуратность К работе постоянно прилагай И добрые чудесные решенья В прекрасном настроенье создавай! Спасибо за внимание!