Проектные технологии на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Новодуровская оош Соколовой Татьяны Ивановны
Цели образования 21 века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.
. Актуальность проектной деятельности на уроках позволяет охватить всех учащихся; не вызывает перегрузки учащихся; придает образовательному процессу характер сотрудничества между учителем и учеником; значительно повышает мотивацию учебной деятельности.
Схемы проведения проектных уроков схема 1 Погружение в проект, проблематизация, формулировка цели и задач, планирование деятельности и презентация проходят на уроках, а осуществление проекта – во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания.
Схемы проведения проектных уроков схема 2 На уроке проходит только презентация, а все остальные этапы – во внеурочной деятельности вместо домашнего задания. Схемы проведения проектных уроков Схема 3 Все этапы работы над проектом проходят на уроках.
Создание стартовой презентации учителя Стартовая презентация учителя (формирующее оценивание) должна включать: вопросы, позволяющие понять, что знают уч-ся; вопросы, позволяющие заинтересовать уч-ся; определение микро групп и направления деятельности каждой группы; способы распределения на группы (если вам интересно это… если вы хотите разобраться в том…); перечень вопросов, на которые должна ответить каждая группа; методы исследования, вероятно, различные для разных групп; итоговый продукт деятельности каждой группы (стенгазета, презентация, сайт, буклет…); итоговое занятие, на котором группы представят свою работу, возможно, конференция, круглый стол и иные формы итоговых занятий. пожелания удачи
Тема Основополагающий вопрос Вопрос учебной темы Вопрос по содержанию 1«Береги честь смолоду,,,?» 2. Вавилонс кая башня или многоязычие? Нужна ли честь современному человеку? Нужен ли человечеству общий язык? Почему честь надо беречь смолоду? Что важнее: честь или благополучие? Какова цена выбора 1. Один язык хорошо, а два лучше? 2. Что несет в себе язык? лучше? 3. Язык будущего: какой он? Как понимают слово «честь» герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Как понятия «честь» и «бесчестие» отражены в повести? А Пугачев - человек чести? А Швабрин? Петр Гринев – благородный дворянин? Какой жизненный урок можно вынести из повести? 1. Какие языки популярны в этом мире? 2. Какие тенденции в развитии языков существуют? 3. Английский как язык будущего. Пример триады вопросов в сочетании с темой:
Оценивание Как оценить? Качественно Критериально Кто оценивает? Самооценка Экспертная оценка
Самооценка успешности ученика в коллективной работе группы Фамилия, имя ученика Замечательно Хорошо Я мог бы сделать лучше Я подобрал нужные картинки и фотографии к нашей презентации Я описал проделанный мною опыт Я представил доказательства из своего собственного опыта Я ответил на вопросы проекта Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики Я высказываю при обсуждении свое мнение и прислушиваюсь к мнению других Я наблюдал за собой и понял, что поможет мне стать успешным учеником
В чём преимущество проектных уроков и для чего они нужны? позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся; на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании; значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках; создаются необходимые условия для применения знаний на практике.
Роль учителя на проектном уроке Организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся Партнер в образовательном процессе Эксперт Консультант Генератор идей Источник знаний
Алгоритм разработки проектных уроков 1. Сформулировать проблемную ситуацию (многословно). 2. Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…? 3. Из проблемы формируется цель (планируемый результат). 4. Сформулировать задачи (шаги для достижения цели). 5. Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
Алгоритм разработки проектных уроков Презентация. 7. Рефлексия учащихся. Как организовали работу в группе? Что из запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Как были решены? Самооценка. 8. Оценка учителя.
Проблемная ситуация Проблемная ситуация - описание ситуации, содержащей проблему и условия. Слово учителя. В 2012 году я прошла курсы по проектному обучению. Это было в ноябре. В январе 2013 года ВИПКРО объявляет конкурс проектов для учителей гуманитарного цикла. В это время мой 9 класс встретился с пушкинским « Медным всадником». Половина класса увлечённо заспорила о том, что такое рок, судьба, а другим ребятам этот спор показался неинтересен. Увидев такое неоднозначное отношение к вопросу о том, что такое судьба, я предложила детям поучаствовать в проекте. К моему удивлению, ребята согласились. И вот что из этого получилось.
Метапредметные результаты, формируемые на проектном уроке создавать обобщения, классифицировать, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные пути решения задач; владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной познавательной деятельности;
Метапредметные результаты, формируемые на проектном уроке соотносить свои действия с планируемыми результатами; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; смысловое чтение.
Проект по литературе: «Судьба – случайность или предопределённость?»
Результат работы над проектом