Александр Николаевич Островский ( года, Москва года, Щелыково, ныне Островского района Костромской обл.)
Колумб Замоскворечья
Н. Е. Маковский. «Замоскворечье» (1873, Новгородский музей-заповедник)
Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье ( Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
5 Павел Степанович Мочалов (1800 – 1848) Михаил Семёнович Щепкин (1788 – 1863)
Сотрудничество с журналами
Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Общественная деятельность
Семейная жизнь Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей
«У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».
Периодизация творчества (конец 1840-х – начало 1850-х годов) 1)1847 – 1851 годы – «ранний период»: проба сил, поиск своего пути в литературе (произведения не только драматические, но и лирические, и прозаические); высшее достижение – пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»); После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
Периодизация творчества (конец 1840-х – начало 1850-х годов) 2) 1852 – 1854 годы – «москвитянский период»: работа в славянофильском журнале «Москвитянин», создание комедий «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».
Периодизация творчества (конец 1840-х – начало 1850-х годов) 3) 1855 – 1860 годы – «предреформенный период»: окончательно определяется мировоззрение Островского, складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга происходит его сближение с революционно- демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза», «Доходное место»;
Периодизация творчества (конец 1840-х – начало 1850-х годов) 4) 1861 – 1886 годы – «пореформенный период»: происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского - меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента; усложняются художественные приемы - углубляется конфликт и проблематика; в этот период Островский пишет в разных драматических жанрах; историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница». Одно из лучших произведений – драма «Бесприданница».
1861 – – 1860 Общая характеристика творчества 1847 – – 1854
18 Тематика пьес А. Н. Островского Пьесы (47) Жизнь купечества Жизнь чиновников Жизнь дворянства Жизнь интеллигенции Исторические события Философско-символическая сказка
Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя.
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского». И. А. Гончаров
Домашнее задание 1. Воспользовавшись сайтами groza.sitecity.ru/, дополнить groza.sitecity.ru/ 1) опорную схему «Тематика пьес А. Н.Островского» 1 – 2 примерами произведений на каждую тему 2) опорную схему «Общая характеристика творчества» 2. Письменно ответить на вопросы 1) Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»? 2) Прочитайте ещё раз эпиграфы к уроку и ответьте на вопрос: каково значение Островского для театра? 3. Повторить содержание драмы «Гроза»