Вариант 2 ОГЭ 2015
1) Глубокая зимняя ночь. 2) Метель. 3) В доме – ни огня. 4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. 5) Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. 6) Никто не спит. 7) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. 8) Прислушиваются, вздыхают.. 9) Откуда – то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. 10) Прозвучал и замолк.. 11) И ещё раз.. 12) И ещё … 13) – Точно зовёт кто - то, - тревожно шепчет мужчина. 14) Никто ему не отвечает. 15)- Вот опять … 16) Слышишь ?.. 17) Как будто человек … 18) – Спи, - сурово говорит женщина. 19) – Это ветер. 20) – Страшно ночью в лесу … 21) – Это только ветер. 22) Ты разбудишь ребёнка … 23) Но дитя вдруг подымает голову. 24) – Я слышу, я слышу. 25) Он кричит : 26) « Спасите !» 27) И правда : яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль : 28) – Спа - си - те ! 29)- Мама, может быть, на него напали разбойники ?.. 30) Может быть … 31) Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. 32) – Это голодный волк воет в лесу. 33) Вот он тебя съест, если не будешь спать. 34) – Спасите ! 35) – Жалко живую душу, - говорит муж. 36) – Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы …
37) – Лежи, дурак … 38) Не наше дело … 39) В темноте шлёпают туфли … 40) Старческий кашель … 41) Пришёл из соседней комнаты дедушка. 42) Он брюзжит злобно : 43) – Что вы тут бормочете ? 44) Спать не даёте никому. 45) Какой такой человек в лесу ? 46) Кто в эту погоду по лесам ходит ? 47) Все дома сидят. 48) И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки … 49) А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла. 50) Это голос чёрствого благоразумия. 51) Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки : 52) – Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. 53) Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. 54) Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. 55) В жилах их текла не простая кровь, а голубая – голубая … 56) – Спа - си - те ! 57) Молчание … ( По. А. Куприну )
Укажите фрагмент текста, который имеет символический смысл и косвенно характеризует героев произведения. 1) Предложения 1 – 12 2) Предложения 27 – 34 3) Предложения 43 – 49 4) Предложения
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. 2) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту 3) Откуда – то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. 4) А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла. 3 1
Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ». 35) – Жалко живую душу, - говорит муж. 36) – Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы … 37) – Лежи, дурак … 38) Не наше дело … 39) В темноте шлёпают туфли … 40) Старческий кашель … 41) Пришёл из соседней комнаты дедушка. 42) Он брюзжит злобно : 4 пришёл
Из предложений выпишите глагол, написание безударного личного окончания которого не определяется общим правилом. ( является исключением ) 10) Прозвучал и замолк.. 11) И ещё раз.. 12) И ещё … 13) – Точно зовёт кто - то, - тревожно шепчет мужчина. 14) Никто ему не отвечает. 15)- Вот опять … 16) Слышишь ?.. 17) Как будто человек … 5 слышишь
Замените устаревшее слово « дитя » в предложении 49 современным стилистически нейтральным синонимом. Напишите его 6 ребёнок 7 Замените словосочетание « ТРЕВОЖНО ШЕПЧЕТ », построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите его шепчет с тревогой
Выпишите грамматическую основу предложения 46 46) Кто в эту погоду по лесам ходит ? 8 кто ходит 9 Среди предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер. 1) Глубокая зимняя ночь. 2) Метель. 3) В доме – ни огня. 4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. 5) Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. 6) Никто не спит. 7) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. 8) Прислушиваются, вздыхают.. 9) Откуда – то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. 10) Прозвучал и замолк.. 11) И ещё раз.. 12) И ещё … 9
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. – Точно зовёт кто - то,(1) - тревожно шепчет мужчина. - Мама,(2) может быть,(3) на него напали разбойники ?.. - – Лежи,(4) дурак … ,3
Укажите количество грамматических основ в предложении 48 48) И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки … 11 4
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру ( ы ), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительными союзами. Всё у них было самое дорогое и лучшее,(1) и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись,(2) уважали и ненавидели,(3) потому что они сами никого не боялись,(4) всех презирали,(5) а уважали только самих себя. 12 1
Среди предложений 28 – 38 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Напишите номера этих предложений. 28) – Спа - си - те ! 29)- Мама, может быть, на него напали разбойники ?.. 30) Может быть … 31) Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. 32) – Это голодный волк воет в лесу. 33) Вот он тебя съест, если не будешь спать. 34) – Спасите ! 35) – Жалко живую душу, - говорит муж. 36) – Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы … 37) – Лежи, дурак … 38) Не наше дело … 13 33, 36
Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 15)- Вот опять … 16) Слышишь ?.. 17) Как будто человек … 18) – Спи, - сурово говорит женщина. 19) – Это ветер. 20) – Страшно ночью в лесу … 21) – Это только ветер. 22) Ты разбудишь ребёнка … 23) Но дитя вдруг подымает голову. 24) – Я слышу, я слышу. 25) Он кричит : 26) « Спасите !» 27) И правда : яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль : 28) – Спа - си - те ! 14 27
Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя : « Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение » Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста : « Это голос чёрствого благоразумия ».
Как Вы понимаете значение слова ЧЁРСТВОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на тему : « Почему человек не должен быть чёрствым », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 15.3