Урок русского языка в 6 классе
План урока 1. Повторение частей речи. Кроссворд. 2. Повторение спряжения глуголов. Лингвистическая игра 3. Изучение нового материала. 2. Повторение спряжения глуголов. Лингвистическая игра 3. Изучение нового материала. 4. Знакомство с разноспрягаемыми глуголами. 4. Знакомство с разноспрягаемыми глуголами. 5. Тренировочные упражнения. 6. Словарная работа. 7. Домашнее задание. 8. Итоги урока. 1. Повторение частей речи. Кроссворд. 2. Повторение спряжения глуголов. Лингвистическая игра 3. Изучение нового материала. 2. Повторение спряжения глуголов. Лингвистическая игра 3. Изучение нового материала. 4. Знакомство с разноспрягаемыми глуголами. 4. Знакомство с разноспрягаемыми глуголами. 5. Тренировочные упражнения. 6. Словарная работа. 7. Домашнее задание. 8. Итоги урока.
Кроссворд «Части речи» существительное п р я ж е н и е к л о н е н и е числительное угол а г речи рплаогательн иемиот е сем Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. По горизонтали 1. Часть речи, обозначает предмет Указывает на предмет, признак или количество, не называя их Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? 6 6. Обозначает признак предмета. 3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте. 7 По вертикали. 1. Изменение глугола по лицам и числам. 2. Изменение именной части речи по падежам. 2 3
Цель: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глуголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глуголами; рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глуголов, расширить словарный запас.
«Четвёртый лишний» Рисовать Молчать Отдавать Накрывать Подсказка 1 Ответ Подсказка 2
Обратите внимание на Обратите внимание на спряжение глуголов спряжение глуголов
Спряжение это изменение глуголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Выделяют два типа спряжения. Глуголы первого и второго спряжения различаются личными окончаниями. Число ЛицоГлуголы I спряжения Глуголы II спряжения Единст- венное число 1 (я) думаю люблю 2 (ты) думаешь любишь 3 (он, она, оно) думает любит Множест- венное число 1 (мы) думаем любим 2 (вы) думаете любите 3 (они) думают любят
Вспомните, как определяем спряжение как определяем спряжение
Алгоритм определения спряжения глуголов Личное окончание глугола ударное? ДА НЕТ Определяем по гласной в окончании -ешь -ем-ем -ете -ет-ет -ут/-ют -ишь -им-им -ите -ит-ит -ат/-ят I спр. на – ить (кроме брить и стелить) + гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть ДА НЕТ II спр. Ставим глугол в неопределённую форму, определяем по гласной в суффиксе IIспр.I спр. -им -ишь -ите -ит -ат- ят
Ответ Молчать Молчать – 2 спряжение, определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением. Молчим, молчишь, молчите, молчат. Молчим, молчишь, молчите, молчат. Рисовать, отдавать, накрывать Рисовать, отдавать, накрывать – 1 спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глугола.
Молчать Бежать Бежать Ворчать Ворчать Кричать Ответ подсказка
Поставьте эти глуголы в форму 3 лица единственного и множественного числа что делает? что делают?
Ответ Бежать он бежит н о они бегут
С каким подобным лингвистическим явлением мы уже встречались при изучении имени существительного? Разносклоняемые существительные: десять существительных на -мя и существительные путь и дитя.
бежать Как можно назвать глугол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения? РАЗНОСПРЯГАЕМЫМ
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
Спряжение глугола бежать я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите они бегут I спр. II спр.
Спряжение глугола хотеть я хочу ты хочешь он хочет мы хотим вы хотите они хотят I спр. II спр.
Обратите внимание на окончания глуголов есть и дать в единственном числе
Спряжение глуголов есть и дать я ем дам ты ешь дашь он ест даст мы едим дадим вы едите дадите они едят дадут
Являются ли такие окончания типичными для глуголов? Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глуголы (и образованные от них однокоренные глуголы) называются особо спрягаемыми.
Словарная работа Чтить относиться к кому- нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.) Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят и чтут.
Подберите синонимы к глуголу чтить. Ч тить – –– – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.
Домашнее задание § 81, упражнение 474.
Вывод. Рефлексия Я вспомнил, что… Я понял… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить…
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА СЕРПУХОВА КАРПОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА