(1874 г.)
Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н. Г. Чернышевскому « Пророк ». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово « пророк » употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.
В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В « Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются : у Лермонтова - разоблачение « злобы и порока », исправлению людского рода ; у Пушкина - « глаголом жечь сердца людей », у Некрасова « напомнить о Христе ». Сюжеты « Пророков » тоже отличаются : в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском - судьба героя - жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания : « так мыслит он »; « не хуже нас он видит невозможность »; « любит возвышенней »; « не скажет он ». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.
Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как времена переменились - " Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан " (" Поэт и гражданин "), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в " Пророке " Некрасова точно ( с помощью прямой речи ) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка :" Забыл он осторожность ! Он будет сам судьбы своей виной !» и пророка « Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других ". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно ( максимально ) объективизирует ее.
Во всех трех « Пророках » авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами « Евангелия », то есть обращаются к библейской мифологии : « шестикрылый серафим », « он будет на кресте », « вечный судия дал всеведенье пророка », « божьей пищей ». У всех 3- х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы « духовной жаждой », « худы и бледны », они посланники « Гнева и Печали », им « смерть любезна ».
Стихотворение Некрасова написано четырехстопным ямбом, таким же размером написаны « Пророки » Пушкина и Лермонтова.
Повтор : Оксюморон : Метафора : Повтор местоимений : он -8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия : « Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Его послал бог Гнева и Печали …» « Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» « смерть ему любезна » « видит невозможность » « служить добру » « ясна », « любезна », « бесполезна »
Перед Некрасовым стояла задача создания " святого " нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.