Метапредметный урок Необходимо "в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения« Н.В. Громыко
Мета - за, через, над, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.
Что такое метапредмет? Сегодня понятия метапредмет и метапредметное обучение приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, - мета предметном - предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Что такое метапредмет? Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?
Что такое метапредмет? В качестве мета предметов Громыко Ю.В. были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача, Слово и др.
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации. Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Цели метапредметного урока: обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося; активное применение знаний и умений в познавательной и предметно- практической деятельности; подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;
Цели метапредметного урока: формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования; формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании; универсальных учебных действий
1) Личностные УУД 2) Регулятивные УУД – действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность. 3) Познавательные УУД – действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания. 4) Коммуникативные УУД – действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми
Цели метапредметного урока: ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства; умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
Цели метапредметного урока: формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности; формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Признаки метапредметного урока Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Использование образовательных технологий. Организация внеурочной деятельности школьников. Содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни. Формирование целостности картины мира; Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
Средства достижения метапредметных результатов образования – Метапредметы – Метапредметные программы – Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) – Метапредметный урок – Предметный урок + метапредметная тема – Метапредметные задания – Межпредметные проблемные ситуации – Межпредметные, надпредметные проекты
Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие (методические рекомендации учителю) Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. Из выступления Громыко Нины Вячеславовны
(методические рекомендации учителю) Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д.
Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Громыко Нины Вячеславовны
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико- методические образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом.