Выполнил Григорьев Дмитрий Научный руководитель Аюкина Дженни Витальевна Учитель истории и КРК г. Чебоксары, 2008 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 45 г.Чебоксары»
1) выявить причину гибели подводной лодки «Курск»; 2) узнать о судьбе Баланова Алексея Геннадьевича; 3) совершить поездку на Родину героя в село Порецкое.
1. «Аргументы и факты» 33, 34, 43, 44, «Известия» 36, INTERNET 4. INTERNET 5. INTERNET 6. INTERNET ml 7. INTERNET 8. INTERNET 9. INTERNET INTERNET 08/4_vopros.htmlhttp://nvo.ng.ru/wars/ /4_vopros.html 11. INTERNET INTERNET
Тема нашей работы актуальна, т.к. без понимания прошлого невозможно понять настоящие и представить будущие. А для нас, современной молодежи, особо важно развивать в себе чувство патриотизма и гордости, за героев малой Родины, которая слагает историю Великой России год в нашей республики – год Добрых дел, я как автор, думаю, внес в этот год небольшой вклад
Подводные лодки - корабли по сути своей секретные, а потому не только их жизнь, но и их гибель почти всегда окутаны тайной. Море почти никогда не оставляет ни следов, ни свидетелей... Атомная подводная лодка (АПЛ) Северного флота "Курск" затонула 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учебного похода.
12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка К-141 "Курск". В АПЛ обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В часов по московскому времени был осуществлен первый спуск батискафа к затонувшей подлодке, который оказался неудачным.
В тот же день, уже зная, что связи с "Курском" нет и об этом уже доложено в Главный штаб ВМФ, адмирал Попов дал интервью представителям СМИ, в котором высоко оценил результаты учений, мастерство моряков и состояние боевой техники. Об аварии на "Курске" не было сказано ни слова. 14 августа в командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно.
Представители флота заявили, что опасности для жизни экипажа нет. Тогда датой аварии назвали воскресенье, хотя на самом деле трагедия произошла в субботу, около 11 часов утра, о чем первыми сообщили западные информационные агентства. В заявлении ВМФ говорится, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет.
Источник в ВМФ говорит РИА "Новости", что "вопрос о том, чтобы экипаж оставил подводную лодку, пока не стоит". Игорь Баранов признал, что воздуха на АПЛ хватит всего на 5-6 дней. 15 августа в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки "Курск" живы
16 августа со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке. В 15 часов президент России Владимир Путин заявил, что "ситуация с подводной лодкой "Курск" тяжелая, но флот располагает всем необходимым арсеналом средств спасения, и попытки будут продолжены". 17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно "Seaway Eagle" с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно "Normand Pioneer" с британскими специалистами и оборудованием.
20 августа за несколько часов работы норвежскими водолазами АПЛ обследована на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка. 21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека. Шлюзовая камера пуста. Около водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода.
Оставалась скорее теоретическая, но все- таки надежда, что в 9-м отсеке есть воздушная подушка. Основной версией катастрофы "Курска" является взрыв внутри АПЛ. Ранее высказывались предположения, что "Курск" мог столкнуться с американской военной подлодкой. 23 августа объявлен в России днем траура. 26 августа Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки "Курск".
2001г. 7 октября поздно вечером началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря. Лодка была оторвана от грунта с помощью 26 подъемных захватов, установленных на барже "Гигант-4". Скорость подъема "Курска" - примерно 10 метров в час. Каждые 50 минут подъем приостанавливался для проверки баланса и распределения применяемой подъемной силы на тросах. После подъема лодки на 58 метров началась ее буксировка баржей "Гигант-4". Баржа, к которой тросами прикреплен атомоход, 8 октября снялась с якорей. 10 октября успешно завершена буксировка системы "баржа-лодка" в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. 22 октября атомоход "Курск" отделен от баржи "Гигант-4" и установлен на киль-блоки в плавдоке номер 50 судоремонтного завода в Росляково.
Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет. Процентов Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников.
В списке 118 погибших на АПЛ «Курск» был и наш земляк мичман Баланов Алексей Геннадьевич родом из Порецкого района. Мы гордимся и будем гордиться Героями нашего времени. Тема «человека и армии» серьезна, т.к. она призывает и привлекает внимание молодых людей к изучению российской армии и содействует воспитанию в нас сознательного отношения к этой непростой теме.
Баланов Алексей Геннадьевич родом из Порецкого района с. Анастасово. Когда Алексей учился в школе, он активно занимался спортом. Участвовал в районных и республиканских соревнованиях. Был чемпионом Чувашии по гиревому спорту. 26 мая 1996 года призвался в ряды Вооруженных Сил России. По воле судьбы он был направлен для прохождения службы на северный флот. Службу проходил в Архангельской области, г. Северодвинске. Служба Алексею нравилась. На службе он был активным участником всех соревнований и неоднократно занимал призовые места. А в свободное время любил почитать книги. За время прохождения срочной службы Алексей решил, что море и флот - его признание и подписал контракт для прохождения сверхсрочной службы на флоте. Затем Баланов Алексей учился в школе мичманов.
После окончания учебы он был направлен на АПЛ «Курск». В письме он пишет: «Служить на «Курске» было сложно, только самые стойкие выдерживали испытания. Наши ряды редеют, но в строю остаются лучшие. Теперь нас 17 человек, а было время, когда в нашей роте было 46». После этого письма он погиб через 21 день. Трагические события августа 2000 года в нашей памяти останутся навсегда. В ту минуту, дрогнула вся страна от горя, от невыносимой боли, ведь погибли 118 человек, самых сильных, самых умных мужчин и молодых парней, которым самое время жить, растить и воспитывать детей...
После гибели "Курска" проходят годы, но окончательная истина так и не установлена. Таинственная гибель суперподлодки относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Возникали и возникают новые версии, факты, якобы погубившие лодку. Исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. Более того, гибель "Курска" проявила одну пагубную и, к сожалению, типичную для нашей власти тенденцию: нежелание говорить правду. Вокруг гибели "Курска" была нагромождена такая ложь, что уроки катастрофы утонули во вранье и полученный печальный опыт уже невозможно использовать для повышения безопасности подводных лодок. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети".
Спасибо за внимание.