Выполнила: Дудина Светлана Владимировна 2013 год ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» Тема: Арттерапия как здоровьесберегающая технология на уроках
Задачи: Определить значение арт-терапии как одного из основных принципов здоровьесберегающих технологий современного обучения в системе образования, ее влияние на учебные занятия и структуру урока; Разобрать виды арт-терапии; Выявить спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии; Обозначить основные тенденции в использовании творческого подхода на уроках.
Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт- терапия метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, книги и многое другое. Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии. Методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес. Метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний. Виды арт-терапии: 1. Анимационная терапия 2. Артсинтезтерапия 3. Библиотерапия 4. Видеотерапия 5. Драматерапия 6. Игротерапия 7. Изотерапия 8. Маскотерапия 9. Музыкотерапия 10. Оригами 11. Песочная терапия 12. Работа с глиной 13. Сказкотерапия 14. Цветотерапия 15.Фототерапия
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии: Внутри- и межличностные конфликты, Кризисные состояния, Экзистенциальные и возрастные кризисы, Травмы, Потери, Постстрессовые расстройства, Невротические расстройства, Психосоматические расстройства, Развитие креативности, Развитие целостности личности, Обнаружеие личностных смыслов через творчество
Одной из важных задач образования является гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно- психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.
Что такое здоровье учащегося? Это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.
Сегодня арт-терапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство, позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы или коллектива средствами художественной деятельности. Арт-терапия, как инновационная технология, в образовании характеризуется: комплексом теоретических, практических идей, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения, способностью к интеграции и трансформации.
Рисование в арт терапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния учащегося, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии. Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. (Л.С. Выготский )
Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), можно использовать и нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, рисование под музыку, методом напыления, пенопластом, кляксография, и др.). Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых - глина. Пластилин можно использовать в сказкотерапии. С помощью пластилина можно лепить любые сказочные персонажи, свою сказочную страну, свои страхи.
Драматерапия это новое направление арт-терапии, которая использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драма терапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия. Сферы применения: Межличностные и внутриличностные проблемы, Семейная и детско- родительская терапия, Оргконсультирование, Развитие креативности в определённой профессии, Пограничные расстройства, Психосоматика.
Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Это способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности. Арт-терапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей. Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. Это можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий в любой общеобразовательной школе.