Подготовила: ученица 9Б класса Кузьмина Евгения Руководитель: учитель литературы Праведных В.И. создатель российской риторики, русской грамматики, истории России
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин
Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка Куростровск ой волости Двинского уезда Архангельск ой губернии.
Мать Михаила Ломоносова Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в сил лабыческих стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
«принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах»
В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Славяно–греко–латинская академия в Москве В 1730 году поступил в Славяно-греко- латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук
Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика и химия, астрономия и математика, техника, горное дело и геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
1736 год, Марбург, Германия Студент немецкого университета Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
По возвращению в Москву, в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук
Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.
Открытия в области русского языка, поэзии и литературы
Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Теория трех стилей Для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Высокий стиль Изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)
Средний стиль Изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Низкий стиль Изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни,сатирические стихотворения)
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы.
Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике».
В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало сил лабыческое стихосложение ( сил лабы по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе
НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.