Кармен - сюита
Немного о Щедрине
Родион Константинович с женой Майей Плисецкой
Родион Константинович Щедрин ( р. 16 декабря 1932, Москва, СССР ) российский композитор и пианист. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Член Межрегиональной Депутатской группы ( ). Родился в Москве в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина ( ) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной ( урожд. Ивановой ) ( ). Первым учителем музыки Р. К. Щедрина стал его отец Константин Михайлович. Во время Великой Отечественной войны ( в октябре 1941 года ) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. Продолжил свое музыкальное образование Щедрин в Московском хоровом училище ( ), возглавляемом А. В. Свешниковым.
В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет ( исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер, мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере « Хованщина ». Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета « Кармен », в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие
Майя обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к « Кармен », но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. Делайте на Бизе ! сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна « уже вчера ». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы « Кармен » и « Арлезианки Жоржа Бизе ». В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола
Порядок музыкальных номеров в транскрипции Р. Щедрина : - Вступление - Танец - Первое интермеццо - Развод караула - Выход Кармен и хабанера - Сцена - Второе интермеццо - Болеро - Тореро - Тореро и Кармен - Адажио - Гадание - Финал
Содержание « Кармен - сюиты » в постановке Альберто Алонсо : В центре балета трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен ( в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе ) решена в символическом плане, что усилено единством места действия ( площадка корриды