Подготовила Н. А. Лукина, учитель русского языка и литературы МОБУ « Академическая СОШ »
Изложение по рассказу А. П. Гайдара « Совесть » Цель урока : 1)образовательная : обучать ЗУН, позволяющим составлять план рассказа, анализировать авторский текст, строить связное устное и письменное высказывание, подробно излагать авторский текст, применять орфографические и пунктуационные умения и навыки ; 2)развивающая : развивать коммуникативные навыки, развивать мышление, речь учащихся ; 3)воспитательная : воспитывать ответственное отношение к собственным поступкам, интерес к произведениям А. П. Гайдара, бережное и внимательное отношение к языку.
Словарная работа : БИОГРАФИЯ – от « БИО » – жизнь и « ГРАФО » - пишу
Аркадий Петрович Гайдар родился 9 января 1904 года в семье учителя во Льгове.
Свое детство он провел в Арзамасе. Аркадий Петрович окончил пехотные курсы, а когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт.
В 1918 пошел добровольцем в Красную армию. Ему пришлось воевать и на Украине, и на польском фронте, и на Кавказе. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни после ранения и контузии. Он начал писать книги. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.
Рассказ « Совесть » 1. Как звали героиню рассказа ? 2. Почему девочка не пошла в школу ? 3. Куда она направилась ? Зачем ? 4. Кого она встретила в роще ? Как об этом написано в рассказе ? 5. Кем был встреченный Ниной мальчик ? Как вы догадались ? 6. Что случилось с мальчиком ? 7. Как поступила Нина ? 8. Где остались книги и завтрак Нины ? Почему она их не подняла ? 9. Почему Нина заплакала ? Как об этом написано в рассказе ?
Словарная работа Украдкой прошла, пакет с завтраком, сжимал букварь, добродушный малыш, связка книг, вышмыгнула из - за ветвей, беспощадная совесть.
Способы передачи чужой речи П : « А.» Нина сказала : « Несчастный прогульщик ! И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу ? »
Способы передачи чужой речи « П,» – а. « Я просто шёл на урок, но испугался собаку и заблудился, » – ответил малыш.
План. 1. Нина не пошла в школу. 2. Встреча в роще. 3. Разговор с мальчиком. 4. Пришла на помощь. 5. Возвращение в рощу.
1. Внимательно перечитайте написанный текст. 2. Исправьте ошибки в написании букв и постановке знаков препинания, если вы их обнаружили. 3. Аккуратно перепишите текст в тетради. Не забывайте обозначать абзацы ! 4. Проверьте написанный текст.
Домашнее задание : с. 113 – 114 ( повторить правила ), Выписать примеры предложений с прямой речью из сказок А. С. Пушкина.
Использованные Интернет - ресурсы : 1. a_enciklopediya_ga/read_22/ Arzamas.html 4.